Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Священник Александр Хворост

Совместимы ли смирение и защита своих прав?

ЗащитаДолжен ли христианин защищать свои гражданские права, или он обязан смиряться абсолютно перед всем, что другие люди хотят с ним сделать? Размышляет священник Александр Хворост, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина Дружковки.

К сожалению, в жизни мы нередко сталкиваемся с ситуациями, когда на нас так или иначе пытаются повлиять, причём в ущерб нашим интересам. Нужно уметь грамотно урегулировать такие ситуации. Христос сказал: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 15-17). Перед нами руководство, как можно смиренно защищать свои права.

Христос призывает в случае конфликтной ситуации обратиться к Церкви, потому, что это высший авторитет для верующего. Если же человек совести своей не слышит и страха Божьего у него нет, то зачем с ним вообще иметь дело?

Я глубоко убеждён, что в этом вопросе важно не путать смирение с пассивностью и попустительством. Порой наши люди, когда у них происходят конфликтные ситуации, всё начинают списывать на обстоятельства и чуть ли не на Божью волю. Но мы, христиане, боремся с грехом, у нас нет понятия «непротивление злу». Мы сражаемся с проявлениями греха и злом, и потому не должны давать им права существовать в отношениях и в мире в целом.

Очень важно человеку, с которым вы в чём-то не поладили, объяснить свою позицию, причём так, чтобы он вас услышал. Надо непременно обговорить сложившуюся ситуацию, потому что он может не видеть сложности вашего положения, не замечать, что нарушает ваши права. К сожалению, у нас часто спорные ситуации происходят так: встретились, покричали, поругались — и разошлись, ничего не решив. Но прежде чем защищать свои права юридически, нужно попытаться решить их по-человечески, спокойно разъяснив, что именно вас не устраивает. Если упустить этот аспект, то вряд ли удастся урегулировать спор мирно.

Если же обидчик вас не слышит и не хочет мирно разрешить конфликт, если Церковь для него не авторитет, то в такой ситуации нужно прибегать к юридическим средствам. Хороший пример тому — случай, когда представители «Киевского патриархата» захватили храм в Константиновке. Горловская епархия защитила свои права во всех инстанциях. Методично, поэтапно, через суды добились того, что действия «КП» признали незаконными. На мой взгляд, это верный и грамотный путь решения возникшего конфликта.

Приведу ещё пример. Недавно я столкнулся с ситуацией, когда разводились верующие муж и жена. Ситуация была печальная: мужчина не давал семье жить, устраивал безобразия, скандалил, угрожал. Жена обратилась в полицию, написала заявление о насилии в семье. Информацию взяли на рассмотрение, мужа успокоили, он перестал бесчинствовать. Это тоже грамотное решение в ситуации, когда человек потерял страх Божий. Я считаю правильным в таких случаях не терпеть унижение, не подвергать опасности детей, а прибегнуть к законным средствам пресечения таких бесчинств. Однако замечу, что христианин должен соблюдать умеренность во всём и не увлекаться тяжбами и отстаиванием своих прав, иначе это будет уже сродни навязчивому состоянию.

Не нужно впадать в крайности, тем более — верующим людям. Если мы защищаем свои права и свободы, то надо понимать: они заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого человека. К сожалению, наше общество ещё не приняло это важное правило. Мы и свои права плохо знаем и не умеем их грамотно отстаивать, и чужие нарушаем. Наше общество ещё не созрело, не доросло до правовой сознательности. Тому много причин, но ни одна не оправдывает безответственности.

Думаю, возможности смиренно защищать свои права не помеха ни время, ни политическая ситуация. Например, в Дружковке в 1988 году верующие добивались открытия храма. Собирали документы, писали прошения. В итоге дошли до ЦК КПСС и добились своего: храм был возвращён верующим в 1989 году, в нём снова стали совершать богослужения. Эти христиане провели грамотную работу — и вот результат. Даже в советское время при правильном подходе можно было что-то решить.

Подытоживая, скажу: для защиты своих прав нужно прикладывать усилия. Но если правильно подойти к вопросу, то с помощью Божьей можно многого добиться.

Записала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Церковь — это не собрание святых, а толпа кающихся грешников.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100