Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Распри вырастают из нашего сердца

Литургия в Сергеевке8 октября, в день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, архиепископ Горловский и Славянский Митрофан и архиепископ Краснолиманский Алипий, викарий Горловской епархии, совершили Божественную литургию в Сергиевской женской обители в селе Сергеевка Славянского района. По её окончании архиепископ Митрофан обратился к собравшимся с архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Ваше Высокопреосвященство, владыка Алипий, всечестная матушка игумения с сестрами, ваши высокопреподобия, всечетные отцы, дорогие братья и сестры!

Преподобного Сергия называют игуменом земли Русской. Но то, что мы сегодня называем «русская земля», было когда-то разрозненными княжествами, каждое из которых жило само по себе. А ещё время от времени эти княжества друг на друга нападали, друг с другом спорили и враждовали.

То, что сегодня происходит с нашим народом, происходит не впервые. Так же было и в то время, когда жил преподобный Сергий Радонежский. Был внешний враг — монголы, татары. Был Мамай, который шёл для того, чтобы доказать своё право получать дань с русской земли, доказать своё право быть в ней хозяином. Против него нужно было поставить какую-то силу, но силы этой не было, потому что были отдельные княжества, отдельные князья, которые соревновались друг с другом, кто главнее. Был Ростов, был Новгород, была Москва…

Преподобный Сергий очень много сил положил для того, чтобы эти разрозненные княжества соединить в единое целое, чтобы убедить людей в том, что нельзя в одиночку победить зло, что нужно быть всем вместе. Знаменитый историк В.О. Ключевский когда-то сказал такие слова: «На Куликовскую битву пошли разрозненные русские княжества, а вернулся оттуда единый русский народ». И заслуга в этом — преподобного Сергия.

Его называют и начальником монашествующих, потому что у него монашеской жизни научилось очень много людей — монахов, которые потом сами стали игуменами, основали монастыри и вокруг себя собирали учеников. Но он кроме этого ещё и неоценимую услугу оказал всему народу, не только монашествующим, потому что учил людей единству и любви.

Сам преподобный Сергий не раз страдал от распрей. Мы говорим сегодня, что брат восстал против брата. А в житии преподобного Сергия есть история о том, как однажды его родной брат, монах, выгнал его из монастыря, который был построен Сергием. Почему он это сделал? Из-за обычной человеческой немощи. Ему вдруг показалось, что ему, старшему по возрасту, чести оказывают меньше, чем Сергию. Монах не так ему поклонился на клиросе. И Сергий ушёл. Для чего он это сделал? Чтобы войны не было, чтобы распри не было, чтобы братья не разделились — кто за Стефана, а кто за Сергия. Потом, когда братия попросила его вернуться, он ничего не доказывал, не рассказывал о том, как им без него плохо. Он вернулся и опять жил с братией.

Появляется эта вражда в том страшном виде, в каком мы её видим и сегодня, изнутри нашего сердца. В каждом из нас она живёт. Абсолютно в каждом. Мы удивляемся сегодня, почему христиане воюют друг с другом. А чему удивляться? Отчего муж с женой воюют друг с другом, отчего родители с детьми воюют, отчего воюют братья с сёстрами? Потому что не борются с тем злом, которое есть внутри человека. Апостол Иаков первой христианской общине когда-то говорил: «Среди вас бывают распри» (Иак. 4:1).

А почему эти распри бывают? Потому что не внимают себе. Потому что только на других смотрят и других осуждают, а себя сами никаким образом не воспитывают и не меняют. В вечерних молитвах есть такие слова: «семя тли во мне есть». В каждом из нас это семя находится. В этом семени тли — все грехи. И гордость, и тщеславие, и вражда, и лукавство… И если мы с грехом в себе не боремся, он вырастает в такие вот страшные вещи, как распри, братоубийство, вражда.

Нам часто кажется, что менять что-то нужно в ком-то другом. Чтобы было всё хорошо, нужно, чтобы или этого не было, или тот начал себя по-другому вести. Но другого поменять невозможно. Преподобный Сергий не начал менять брата своего Стефана. Он ждал, когда Стефан покается и поймёт, что он был неправ. И молился за него. И ушёл, чтобы распри не было. Менять всегда нужно что-то в самих себе. И это — первая наша задача.

Господь иногда за нашу гордость, когда мы о себе слишком много думаем, когда мы себя считаем лучше, чем другие люди, попускает нам, чтобы грех в нас преобладал. Чтобы мы увидели, на что мы «способны» без Бога — на какое зло, на какую неправду, на какой грех. И когда мы от этого приходим в ужас и обращаемся с покаянием Богу, нам потом страшно от Бога отпадать, чтобы снова не попасть под власть греха.

Может быть, и нашему народу сегодня Господь попустил эту скорбь, эту братоубийственную войну, чтобы он опомнился, понял, до какого ужаса можно дойти, живя без Бога. Чтобы, покаявшись в жизни без Бога, мы бы убоялись без Него жить всю оставшуюся жизнь, зная о том, к чему это может привести. Так бывает в жизни каждого из нас, так, наверное, сегодня происходит и в жизни нашего народа.

Мы сегодня молимся преподобному Сергию, просим его, чтобы наш разбитый на части народ Господь соединил, потому что мы этого не можем сами сделать. Люди ненавидят друг друга, бросаются друг на друга. И надо очень много любви, терпения, добрых слов, чтобы это каким-то образом, может быть, за многие годы вернулось обратно. А мы об этом просим Бога.

Но помнить нужно о том, что начинать следует с самих себя. В себе нужно это семя тли искоренить, чтобы грех не прорастал, чтобы ненависть не поселялась в сердце, чтобы злоба не преобладала над нами. Это возможно только в том случае, если мы живём с Богом. Если мы от Бога уходим, грех становится сильнее нас.

С праздником всех вас поздравляю!

Цитата дня

«

Если бы не было Воскресения, то как бы могла сохраниться правда Божия, когда столько злых людей благоденствуют и столько добрых страдают?.. Где все эти люди получат по своим достоинствам?

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100