Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Екатерина Щербакова

Протоиерей Николай Мельничук об украинце святителе Николае и христианской этике

Протоиерей Николай Мельничук19 декабря у протоиерея Николая Мельничука, благочинного Дружковского округа, двойной праздник: престольный день храма — и именины. Накануне мы побеседовали с ним об одной из самых важных его забот — изучении в школах предмета христианская этика. О том, как добиться, чтобы во всех школах города преподавался этот предмет, о методической работе с учителями, а так же святом Николае украинской национальности и внедрении технических новинок — читайте ниже.

— Отец Николай, что готовится к престольному празднику, какая программа ждёт прихожан?

— Праздновать мы уже начали. В понедельник, 16 декабря, был праздник в Доме детского творчества. Мы пригласили на празднование дня святителя Николая 300 детей. Был концерт, инсценировка, презентация — мы рассказывали о жизни святого, я поговорил с ребятами. Ну и, конечно же, в конце всех ждали подарки.

В среду я был на празднике святого Николая в нашей гимназии. Рассказывал о святителе, детки выступали.

— То есть все мероприятия направлены на детскую аудиторию.

— Да, а как может быть иначе в такой день?

— У вас во всех школах города преподаётся христианская этика. Расскажите, пожалуйста, в каких классах и на каких условиях ведётся это преподавание: за счёт вариативной части, как факультатив, как кружок?

— В наших школах христианскую этику дети изучают именно как предмет. В некоторых она преподаётся факультативно. Но главное — эта работа, действительно, ведётся в каждой школе. Я приглашаю учителей, и мы делаем начитку лекций для них, решаем какие-то практические вопросы. Теперь думаю разделить их для подготовки на две группы: ведь у нас есть преподаватели, которые обучают младшее звено, есть те, кто работает со старшими. Специфика разная, и подготовка учителей в этом случае тоже должна различаться, на мой взгляд.

— С учителями общаетесь лично вы, или есть ещё кто-то, кто вам помогает?

— Обычно это делаю лично я, а теперь присоединился ещё один преподаватель. Он работает в школе № 12 и преподаёт в нашей воскресной школе, некоторое время назад изъявил желание помочь мне.

— В чём основная задача всей этой подготовительной работы?

— Проориентировать учителей в плане особенностей преподавания христианской этики.

— В каких классах сегодня ведётся преподавание этого предмета?

— На сегодняшний день это младшее звено плюс пятые-шестые классы.

— Кто преподаватели, откуда они? Вы их готовили или приглашали?

— Все учителя местные, некоторые из них учились в Донецке на двухгодичных курсах подготовки преподавателей христианской этики и истории духовной культуры.

С чего-то ведь нужно начинать. Каждый год я подбираю литературу для каждого учителя каждой школы, стараюсь помогать им. Такое сотрудничество у нас идёт лет пять как минимум. Было непросто добиться, чтобы в светской школе преподавалась христианская этика. Случалось даже так: городской отдел образования разрешает ввести этот предмет, а директора упираются. Я долго не мог понять, в чём же дело. Выяснял, разбирался. Оказывается, у них есть такие полномочия. Пришлось переубеждать.

— Как же вам это удалось?

— Ой, это долго рассказывать. С помощью Божьей и святителя Николая! (смеётся)

— Посещают ли священники уроки христианской этики?

— Некоторые священники это делают, но чтобы это происходило регулярно — пока не получается. Мы рады уже тому, что есть преподаватели. Так что, пока у нас нехватка кадров, это вопрос перспективы. Ну, а я наведываюсь, конечно! И к старшеклассникам захожу. Общаемся с ними по серьёзным вопросам.

Протоиерей Николай Мельничук— Как дети реагируют на встречи со священником?

— Очень хорошо! Слава Богу! А те, что занимаются — вообще молодцы!

— Что спрашивают, чем интересуются?

— В большей степени я спрашиваю, а они отвечают — обычно мы так беседуем. В прошлом году на праздник святого Николая общался с ними, спрашиваю: «Дети, как вы думаете, Николай Чудотворец по национальности кто?» — «Украииинец!» — отвечают хором.
Пятые и шестые классы очень много вопросов задают — там даже тяжело бывает работать, настолько они активные. Ничего не поделаешь: у них такой возраст — любопытный! Рассказывают мне, что они знают из Библии. Интересно очень с ними.

— Встречи с учителями, которые вы организовывает — что это такое, как они проходят?

— Я понял, что такое общение необходимо. Дети часто задают сложные вопросы, и на них нужно ответить. Спрашиваю у учителей: как вы отвечаете? А как ответите на такие вопросы — и предлагаю свои варианты. Они говорят: батюшка, мы и сами не знаем, как на ваш вопрос ответить! Начинаем разбираться. Обсудили вопрос, нужно ли говорить с детьми о смерти. Учителя поделились каждый своим опытом, получилось, что нужно говорить и об этом — только в особой форме. О вере, о смысле жизни — вопросов очень много.

— Отец Николай, а вам как священнику что наиболее важно донести учителям?

— Самое главное — выше себя поставить Евангелие, на него равняться и понимать, в чём смысл жизни. И тогда всё в жизни выравнивается, становится понятно, для чего нужно делать всё то, чем мы занимаемся. А если делать это как обычную работу, относиться как какому-то обычаю или традиции… Я говорю: мы не против традиций, у нас есть свои хорошие красивые традиции, тысячелетние. Но традиций маловато, это внешнее, а всё должно быть изнутри.

Если «заработает» вера, доверие к Богу — становится понятно, почему нужно воздержаться от осуждения, зависти, жадности, гордости, лицемерия. Человек понимает, что впереди — вечность, готовится к ней. Одним словом, главное — Евангелие, я всегда к этому направляю и прихожан, и учителей, с которыми мы работаем. Не всегда говорю напрямик, порой подхожу к этим выводам с другой стороны. Например, со стороны литературы, вспоминая слова Достоевского: «…дьявол с Богом борются, а поле битвы — сердца людей».

— Получается постепенно разворачивать их в эту сторону, обращать к Евангелию?

— Всё зависит от человека. Учителя есть верующие, с ними проще.

Вообще, я эту кампанию когда начинал, то призывал учителей из числа прихожан, просил: проявите инициативу! Конечно, тяжёлый был случай. Собирал прихожан. Несколько было из одной школы, несколько из другой. Я говорил: давайте мне людей, которые ходят в храм, а я уже буду разбираться на уровне школы, администрации. Прямо с амвона в храме говорил: помогите мне!

Это было лет пять назад. Потихоньку начали шевелиться, но тяжело всё было, боялись, непонятно всё было. Много было переживаний, напряжённости. Я писал официальное письмо на имя мэра, в отдел образования, чтобы разрешили преподавать. Мне говорят: план составляется весной, вы опоздали. Так один учебный год пропал.

А теперь уже мне отчитываются! Начальник отдела образования звонит, говорит: «Батюшка, у нас всё в порядке».

Теперь задача — выйти на нормальный уровень. К этому я учителей призываю всё время. Потому что до идеала пока далеко. У меня в воскресной школе три группы. Чтобы была активность, я по два преподавателя ставлю на урок. Половину урока ведёт один, вторую — другой. Они как бы подстёгивают, стимулируют друг друга. Уроки записываем на камеры, чтобы потом просмотреть, проанализировать.

— Учителя спокойно воспринимают ваши новшества?

— Конечно! У нас всё по-доброму. Я объяснил всё. Тем более — на дворе XXI век, в Европу все хотят! (смеётся)

— Спаси вас Господь! Поздравляем вас с престольным праздником и именинами! Помощи Божьей и святителя Николая вам и вашим преподавателям!

Беседовала Екатерина Щербакова

0

Цитата дня

«

Смиренный угоден и приятен всем, живет в постоянном мире и не имеет никакой причины ко вражде.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100