Наталья Овсянникова, Андрей Косенко
Николаевский храм в Шабельковке: 230 лет истории
События православной жизни Краматорска 1920-1930-х годов, военного времени нигде не фиксировались. Храмы не вели летописи, не оставляли документов и записей. Очевидцев же событий 1920-х годов в нашем городе довольно много. Но, как правило, они не запоминали дат, имён строителей храмов, священников. История церквей и их пастырей обросла легендами…
Главных литературных источников всего два: книга Владимира Коцаренко «Краматорск: Забытые страницы истории», изданная в 1999 году, и «Справочная книга Харьковской епархии» за 1908 год. Основные сведения автор почерпнул из бесед со свидетелями исторических событий, это 43 человека.
Третий источник сведений — архивные документы. В Донецком государственном архиве были разысканы материалы, имеющие отношение к истории церкви. В основном это метрические книги трёх церквей, действовавших на территории Краматорска: архидиакона Стефана, Покровской и Николаевской. Эти книги и оказались тем мостом, что перебросил нас в далёкое прошлое. С него и начнём рассказ.
Начало истории: первый храм в Краматорске
С 1753-1775 гг. началось заселение земель, расположенных в черте современного Краматорска, так называемых «Торских дач», или «Кромы Торской». Помещики Шабельские, Тарановы и Ивановы, Адамовы и Радовановы переселяли своих крепостных на купленные ими земли, обосновывались и обживались, не забывая о духовных потребностях своих и душ, им принадлежавших. Осознавая свой христианский долг, не видя в том подвига щедрости, помещики отдавали Богу десятину, то есть десятую часть своих доходов жертвовали на строительство и благоустройство храмов.
Церковь строилась в каждом селе, ведь православным был каждый его житель. В конце XVIII века в будущем Краматорске было два храма: Николаевский в селе Шабельковка, построенный в 1788 году, и церковь архидиакона Стефана в селе Белянское, построенная в 1790 году.
Кроме духовной функции, на Церковь была возложена ещё одна — обучение подрастающего поколения и воспитание в нём страха Божьего. Духовная грамота прививалась детям раньше, чем азбука. При храмах имелись церковно-приходские хколы, заведовали которыми православные священники.
Два уезда, Бахмутский и Торский, имели одно церковное подчинение — Бахмутскому правлению, которое возглавлял протопоп Бахмутский. В 1780 году было учреждено Харьковское наместничество; с 1783 года — Екатеринославское, тогда церкви Торского и Бахмутского уездов перешли в Екатеринославскую епархию и оставались там до 1796 года, когда вновь была возрождена Слободско-Украинская губерния (с 1835 года её переименовали в Харьковскую).
Краматорск и прилегающая к нему территория в XIX — начале ХХ веков принадлежали к Харьковской духовной консистории (епархии). В 1908 году во главе неё стоял архиепископ Харьковский и Ахтырский Арсений, его заместителем служил викарий, епископ Сумской Евгений.
К середине XIX века в районе Краматорска имелось шесть храмов, половина из которых были посвящены Покрову Пресвятой Богородицы. Наши предки, россияне и украинцы, особо почитали икону Покрова Божией Матери и праздник, связанный с ней.
Территория современного Краматорска в конце XIX века
Интересно отметить рост количества прихожан на территории нынешнего Краматорска за столетие. В 1810 году в трёх волостях насчитывалось 2865 прихожан. По сведениям на 1908 год, к трём церквям было приписано 10385 прихожан.
В результате роста промышленности во второй половине XIX века в губернию прибыли немецкие колонисты, которые способствовали возникновению штундизма (ответвления баптизма). Появились католики, лютеране, англиканцы. Ортодоксальный иудаизм и хасидизм проповедовали еврейские поселенцы. Православной Церкви пришлось искать пути сосуществования с другими конфессиями.
Территория нынешнего Краматорска относилась к трём благочиниям. Слобода (сельцо) Беленькое относилась ко Второму Изюмскому округу. К Четвёртому Изюмскому округу относились Архидиаконо-Стефановская церковь села Белянского и Николаевская церковь села Шабельковки. Благочинный, священник Воскресенской церкви Славянска Михаил Пономарёв, был блюстителем за преподаванием в народных училищах, наблюдателем за преподаванием в средних и низших учебных заведениях епархии. В ближайших краматорских сёлах — Сергеевке (Степном) и Алисовке также имелись церкви, Васильевская и Покровская.
Прочитать дореволюционную историю храма святителя Николая Чудотворца с большей или меньшей достоверностью можно начиная с 1855 года. Именно с этого года для нас открыты его летописи — метрические книги, двадцать два бесценных документа, последний из которых датируется 1915 годом.
Предыстория храма
История храма ведёт отсчёт с 1788 года. Ей предшествует история села, которую мы знаем благодаря Владимиру Коцаренко. Ему первоисточники открыли следующую последовательность событий.
Сначала на месте посёлка Шабельковка появилась заимка — хутор с одним двором — казака Торской сотни Евстафия Киянца. Затем его земля досталась зятю Прокофию Шабельскому и, после его смерти, вдове Матрёне Евстафьевне. Та, в свою очередь, отписала земли сыну Ивану Прокопьевичу, в отличие от знаменитого дядюшки Ивана прозванного Иваном-меньшим.
Первая дата, которую предлагает нам В. Коцаренко — 1758 год, дата покупки Иваном-меньшим соседнего хутора. Два хутора, а именно, четыре избы, хозяйские постройки, пашни, луга дали начало будущей Шабельковке, заселять которую Ивану Прокопьевичу довелось с 1775 года.
Слобода росла, «хозяину душ» надлежало заботиться об их спасении. К исповеди и причастию крестьяне ездили в Тор или, что более вероятно, в Дмитровку. Во второй половине XVIII века всего насчитывалось четыре Дмитровки. Все они располагались вдоль речки Маячки: Дмитровка-Алисовка, Дмитровка-Кантемировка (Александровка), Дмитровка-Индиковка. Та, о которой идёт речь, находилась дальше, в 8 км от Шабельковки. Здесь на средства поручика Иовлева ещё в 1732 году был построен Покровский храм.
Туда, видимо, ездил молиться и основатель Шабельковки Иван-меньшой, которому суждено было в истории остаться основателем первого храма в Краматорском округе, храма святителя Николая, епископа Мирликийского.
Время благотворителей
Иван-меньшой
Нам не дано знать замысла создателей и жертвователей этого храма, и что предшествовало его строительству. Но мы знаем, что ничего случайного перед Богом не бывает. Божией волею, любимый народом святой покровитель обездоленных, путешественников и студентов стал покровителем Шабельковки, а с нею и Краматорска, ведь его святые мощи более 150 лет находились в престоле Шабельковского храма.
Храм был построен рядом с господским домом-усадьбой в 1788 году. Можно с достаточной достоверностью назвать день его рождения — 9 мая, по новому стилю — 22 мая. В этот день Церковь празднует перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских (город в Малой Азии) в Бари (Южная Италия), а храм был освящён в честь этого праздника.
В 1795 году в церкви Угодника Божьего и Чудотворца Николая служил священник Димитрий Щербинский. Известно, что в том же году в Шабельковке, втором по величине в округе селе, проживало 730 крестьян.
Пос. Шабельковка. Современный вид.
Исторические сведения следующих лет скупы. В начале XIX века Шабельковкой владел сын Ивана-меньшого Афанасий. Во время Отечественной войны 1812 года он был выбран во временное ополчение и сражался с французами, вместе со своими крепостными.
В 1813 году был жив ещё сам основатель Шабельковки — известно о сделанном им распоряжении об отмежевании земель в пользу церкви.
Второй сын Ивана-меньшого также был храмоустроителем и благотворителем. Его стараниями в 1830 году церковь святителя Николая была перестроена.
Храм
Мы уже никогда не увидим прежнего Николаевского храма. Он остался только в памяти многих жителей Шабельковки. Постараемся нарисовать его облик и облик села начала века, используя, как отдельные мазки полотна, воспоминания Евдокии Андреевны Бородиной, Елены Романовны Медведевой, Анатолия Александровича Крутько, Алексея Ивановича Волошина и других.
Земли усадьбы Шабельских ограничивались с юга рекой Маячкой, с запада — тополиной аллеей, с востока — липовой аллеей. За последней был птичник с различной птицей. К северу, в тупике нынешней улицы Маринина — панский пруд, в нём разводили рыбу. Рядом с особняком — кухня и другие постройки. Во фруктовом саду росли редких сотров яблони, груши, персики.
Храм находился в пределах усадьбы, в двух шагах от панского дома к северу. На площади 1000 кв. саженей (приблизительно 30 соток) здание храма, сторожка и часовенка. Территория ограничена кирпичной оградой. Кирпичи побелены и сложены в шахматном порядке.
Спорный вопрос, была церковь деревянной или кирпичной. Справочная книга гласит, что в 1906 году она была деревянная, холодная. Перестройки церкви до 1920 года не было, но люди не помнят её деревянной. Все говорят о кирпичных стенах, которые часто белились. Лишь один Алексей Волошин утверждает, что колокольня храма была деревянная, стены и фундамент — из кирпича и камня.
Евдокия Бородина рассказывает со свойственным ей красноречием: «Шатёр колокольни возвышался над крышами села. Солнце золотило крест, и его тень падала на дорожки льняного полотна, расстеленного для отбеливания на выгоне за северной оградой».
Церковь была одноэтажная, с высоким цоколем и двумя шатрами над колокольней и над куполом. Детям тех лет она казалась огромной и высокой. В плане храм представлял собой крест. К удлинённой западной части была пристроена колокольня, на востоке — апсида алтаря. Шесть колоколов разносили звон на четыре километра, созывая к вечерне и литургии.
Под храмом находился подвал со склепом. Думается, что это был фамильный склеп, где останки основателей храма, Шабельских, обрели недолгий покой до бурных 1920-х годов.
Слева от входа, в притворе, продавали свечи и всё необходимое. Свечи, как правило, продавал староста. Певчие располагались на клиросе в правом приделе, тот был приподнят на высоту около 1 метра, в левом приделе читали Псалтирь.
Внутреннее убранство отличалось великолепием. Тут было множество икон в серебряных кивотах, лампады, подсвечники из бронзы. Хрустальное паникадило свисало над престолом перед алтарём. Выше иконостаса — иконы в человеческий рост: Спаситель и Божия Матерь. Справа смотрел святитель Николай.
Современный Николаевский храм в Шабельковке
Необыкновенно выразительна была роспись храма. Князья Владимир, Борис и Глеб были изображены как живые. Священник часто поминал их на службах. Два огромных полотна запечатлела память Евдокии Бородиной: «Тайная Вечеря», картина более пяти метров, висела над входом. В храме — «Христос с апостолами в пустыне».
Как не удержаться от искушения предположить, что роспись храма была выполнена видным мастером второй половины XIX века Василием Рудецким, жившим и работавшим в Святых Горах? Заказчиком его вполне могли быть Шабельские.
Неприкосновенный капитал церкви составлял 1160 рублей. Священник получал жалование 900 рублей в год, псаломщик — в три раза меньше. Церковь имела надел в 117 десятин пахотных земель и 3 десятины хворостяного леса. Лес так и назывался — Попов лес, он находился в пяти километрах к северо-западу от центра села. Сейчас этот лесной массив носит название Циглерово. Земельный участок общей площадью 120 десятин стал церковными угодьями в 1813 году. В. Коцаренко пишет, что Иван-меньшой распорядился отмежевать на довольствие причта эти богатые земли.
Священник Михаил Фёдоров и братья Шабельские
Из первой сохранившейся метрической книги 1855 года мы узнаём имена клириков Николаевского храма: священник Михаил Фёдоров, диакон Фёдор Семёнов, пономарь Василий Синяков. Притч менялся. В 1858 году диаконом служил отец Николай Квитковский, в том же году его сменил отец Алексий Григоровский. С 1864 года поменялся псаломщик. Им стал Андрей Наседкин.
О священнике Михаиле Фёдорове известно следующее. Он и его жена Мария Фёдоровна похоронили в Шабельковке двух сыновей. В 1856 году умер от крупа Иоанн, а в мае 1857 года умер Константин, десяти лет от роду. Дочь отца Михаила Феодора родилась в начале 1861 года. Девочку крестил священник Николай Ястремский. Крёстными стали сыновья Афанасия Шабельского, героя 1812 года, владельцы тогдашней Шабельковки Иван и Константин и жена Константина Варвара Павловна.
В графе регистрации крестившихся, венчавшихся и покойных можно прочитать об их званиях, вероисповеданиях, месте проживания. Довольно широка топонимика прихода: в Николаевскую церковь приходили из деревень Ясная Горка, Горская, Дмитровка, Коробцовка, Индиковка, Ивановка, Александровка, Матидоровка и села Доброй Надежды. Приезжали на требы православные из соседнего прихода: хуторов Марьевка, Градецкий, Весёлый, деревень Беленькая, Щурово, Белокузьминовка, города Славянска.
Мелькают фамилии крепостных крестьян. Многие шабельковцы могут встретить имена своих предков в метрической книге. Крепостников-помещиков тоже много. Они были дружны и находились в родственных и кумовских отношениях, о чём свидетельствуют записи о браках и крещениях.
Две Екатерины
В апреле 1855 года в метрической книге появилась запись о крещении дочери Ивана Шабельского и законной жены его Екатерины Васильевны — маленькой Екатерины. Она была названа так в честь своей крёстной, которой стала вдова статского советника Екатерина Васильевна Шабельская.
Эта запись дала повод заинтересоваться, во-первых, степенью родства двух полных тёзок, во-вторых, владениями каждой из них, так как из метрических книг мы узнали, что некой Екатерине Шабельской принадлежали деревни Матидоровка, Добрая Надежда и село Щурово, в-третьих, актами благотворительности в пользу Церкви, совершёнными этими благочестивыми женщинами, о которых мы были наслышаны.
Статский советник Павел Васильевич Шабельский был, по-видимому, троюродным братом Ивана и Константина Шабельских. Екатерина Васильевна («вторая») в 1847 году стала его вдовой и, судя по историческим фактам, посвятила себя богоугодному делу — строительству и благоукрашению храмов.
В 1840 году Екатерина купила у помещика Адамова село Щурово и продолжила его дело по благоустройству храма Рождества, построенного в 1822 году.
Деревни Матидоровка и Добрая Надежда, входившие в состав земель площадью 93 га близ сельца Ясная Гора (ныне — посёлок Ясногорка), очевидно, принадлежали той же Екатерине.
Мы не нашли данных о том, кому в середине XIX века принадлежала слобода Сергеевка на реке Бычок, но известно, что Васильевская церковь здесь была построена в 1857 году на средства Екатерины Васильевны («второй»).
Открытка в честь восстановления Святогорского монастыря. 1844 год
Особо знаменита эта женщина как ктитор и жертвователь Успенского Святогорского монастыря. На её средства в 1851 году в обители была построена уникальная Кирилло-Мефодиевская лестница с 511 ступенями, имевшая вид крытой галереи, разделённой на 20 площадок. Известный во всём мире монастырский храм святителя Николая был восстановлен в 1859 году на средства той же помещицы.
Хочется поклониться подвигу благочестия этой женщины. Если верно, что строящий храм на земле строит себе храм на Небесах, душа Екатерины пребывает во многих небесных храмах.
Отцом статской советницы был Василий Римский Корсаков (в метрической записи — Римско-Корсаков), проживавший в Харькове. Он был восприемником второй дочери Ивана Шабельского Параскевы, родившейся в 1861 году, в год Крестьянской реформы (отменившей крепостное право — прим. ред).
Реформа раскрыла благотворительность и милосердие владельцев Шабельковки — Екатерины («первой») и Ивана. Среди крестьян значатся Третьяк, Горгуль, Погребняк, Ивченко, Попивненко. Это фамилии известных ныне старожилов села. Мы встречали эти имена в архиве, в списках раскулаченных и списках активистов церковного совета. Внуки бывших крепостных стали зажиточными. За это и за их религиозные убеждения они были в 1920-е годы лишены избирательных прав.
Школа
Но вернёмся к Ивану Шабельскому и его жене Екатерине. В 1862 году чета подарила сельскому обществу землю в 60 кв. саженей (около 180 кв. метров) под училище, чем положила начало церковно-приходской школе. Решение об отмежевании сельскому обществу участка для строительства училища от 27 октября 1862 года зафиксировано в Уставной грамоте на землю и подписано женой Ивана Афанасьевича Екатериной Васильевной.
После Крестьянской реформы, в 1865 году, в Шабельковке проживало 789 сельчан: 379 мужчин и 410 женщин.
Церковно-приходское училище, основанное Шабельскими, располагалось к западу от храма, в том месте, где дорога поворачивает к Маячковскому водохранилищу. Земское училище, открытое позже, находилось через дорогу. В земской и приходской школах преподавали настоятель церкви и псаломщик. Позднее дочери священника тоже стали учителями.
В 1868 году к храму была пристроена колокольня. Вероятно, средства на это богоугодное дело тоже были пожертвованы Шабельскими. Имя жертвователя пока знает только Бог, и Он воздаст за благодеяния.
Отец Павел Раевский
В 1872 году место священника Михаила Фёдорова занимает отец Василий Александров с тем же причтом. С 1874 года священником был назначен отец Павел Раевский, благочинный. Второй приход священника находился в соседней Алисовке, где за отсутствием причта службы велись духовенством из Шабельковки. В 1880 году псаломщик Стефан Сиговский сменяет Андрея Наседкина, а с 1887 году псаломщиком становится Василий Непряхин.
Шабельковка времени отца Павла Раевского в 1885 году насчитывает 120 дворов, 753 прихожанина. Среди них крестьяне, запасные ефрейторы, унтер-офицеры, фельдфебели (Ржавские, Волошины, Яковенко, Белобровы). В метрической книге за 1888 год появляется первая запись о расторжении брака Фёдора Скряги и Мавры Хрисенковой, событие довольно редкое в православной Слобожанщине.
Что нам известно об отце Павле Раевском? У него была дочь Ольга, которая вышла замуж за окончившего курс богословия Харьковской духовной семинарии Иоанна Иосифовича Ковалевского. Венчал их 2 ноября 1888 года священник Димитрий Твердохлебов в Шабельковской церкви.
Метрическая книга Николаевского храма Шабельковки за 1892 год. Записи о бракосочетаниях
Этот брак имел символическое значение не только тем, что соединил двух лиц духовного сословия. Прочитаем запись о поручителях жениха и невесты: «По жениху — Петр Андреевич Рубинский, священник Покровской церкви и псаломщик г. Славянска Воскресенской церкви Федор Алексеевич Горбачевский, по невесте — помещик, дворянин села Шабельковка, Николай Константинович Шабельский и окончивший курс Харьковской Духовной Семинарии Александр Григорьевич Кириллов».
Второе имя не требует комментариев, первое — относится к священнику из села Беленькое, Николай — сын Константина Афанасьевича Шабельского. Как видим, свадьба стала значительным событием и собрала целый собор священников и бывших семинаристов.
Имя Александра Кириллова, приехавшего как свидетель на свадьбу своего однокашника, а также в гости к своему родственнику Дмитрию Кириллову, священнику церкви архидиакона Стефана, встречается впервые в метрической книге. Это имя будет фигурировать с настоящего момента в остальных метрических делах, относящихся к церкви святителя Николая, и будет связано с историей Шабельковки на долгие 56 лет. Сейчас же он молод, ему 24 года, он готов жениться и получить приход. Однако всё по порядку.
С 1890 года священника Павла Раевского временно замещает отец Николай Никуличев и приходит псаломщик Леонид Романов. Но уже 2 февраля 1890 года в книге регистрации браков появляется подпись — священник Александр Кириллов.
Отец Александр Кириллов
Следующие 10 лет священник Александр Кириллов активно воспитывает паству, приукрашает и переустраивает храм. Крестит, венчает и предаёт земле предков шабельковцев: Романовых, Рудь, Гейченко, Лисовых, Садовых, Пастернаков. Он красив, приветлив, добр, но строг и любит порядок. Имена детям давал по святцам. В январе у него рождались Татьяны и Ксении, в июне — Петры и Павлы, в августе — Натальи и Максимы.
Причт храма состоял из одного псаломщика-пономаря. В 1894 году в июле Леонида Романова сменит Яков Наседкин. В марте 1895 года придёт Михаил Романов. Макарий Беляев сменит последнего в декабре 1895 года. Псаломщик Павел Владыковский служил с сентября 1896 года. В феврале 1899 года появляется пономарь с интересным именем — Харлампий Твердохлебов, представитель духовной династии, и служит до 1900 года.
В первое десятилетие у отца Александа и матушки Марии Ивановны рождаются дети. Не простой вопрос, сколько их было, и не праздный. Старожилы помнят двух дочерей батюшки, упоминают ещё двух дочерей и двух сыновей.
Первенцем стала Ксения, родившаяся в первый шабельковский год служения отца Александра, в 1890 году. Запись о рождении Веры мы не нашли. Но нам повезло в другом. Вера — единственная из детей батюшки, которая похоронена на шабельковском кладбище. Мы можем взглянуть на её фотографию (говорят, она похожа на мать) и прочитать годы жизни — 1898-1975. Дата рождения Зои — 12 февраля 1895 года. Глафира родилась 22 апреля 1899 года. Глафиру и Зою помнит только старшая из старожилов села Елена Романовна Медведева 1903 года рождения. Но даже она не знает, что у отца Александра была ещё одна дочь, Раиса, родившаяся в августе 1896 года. Судьба Раисы осталась тайной. О Глафире и Зое ходят легенды.
Глафира… Забегая вперёд, расскажем о её судьбе со слов Елены Романовны. Красавица, более всех дочерей похожая на отца, Глафира понравилась офицеру-иностранцу, появившемуся во время интервенции 1918 года. Он обвенчался с нею в храме Николая Чудотворца и, как утверждают, принял православие. При отступлении интервентов Глафира с мужем уехала в Германию и навсегда исчезла из истории Шабельковки.
Имя Зои перейдёт в другую историю. Она вышла замуж за бывшего семинариста Харьковской духовной семинарии Сергея Евстратенкова. В день свадьбы, в июле 1915 года, жениху и невесте исполнилось по 21 году. Имя поручителя по жениху — Пётр Александрович Кириллов, также окончивший курс богословия Харьковской духовной семинарии и, конечно же, сын батюшки.
Никто из старожилов не помнит сына священника. Алексей Иванович Волошин, один из старейших жителей села, вспоминает слова отца Александра: «У меня один сын и один бандит». Евдокия Бородина утверждает, что два сына батюшки погибли в первую империалистическую войну. Никто не знает их имён. Между тем, установлено, что сыновей было трое. Виктор, 1893 года рождения, Григорий, 1900 года рождения, младший, и вышеупомянутый Пётр. Кто из сыновей стал белым офицером и эмигрировал за границу, кто связался с красными, мы не знаем. Но кого из них отец назвал бандитом, думаю, ясно.
Девять детей, девять судеб, драматичных и типичных для того времени. Знала бы матушка Мария, рожавшая их одного за другим, что семеро из них, так или иначе, лягут на алтарь революции и будут разбросаны по свету! Имена же дочерей Ксении и Веры тесно сплелись с историей Шабельковки.
Ксения, Вера и Зоя, получив образование, стали учителями в сельском церковно-приходском училище. Свидетели тех лет — Григорий Мирошниченко и Ольга Коротенко — помнят строгую Ксению Александровну. Она наказывала детей за ложь и обман, ударяя по рукам деревянным квадратиком. Так было принято в школах царской России. Никто из моих собеседников не хранит обиды на своих учительниц.
Но вернёмся к метрикам. Интересно, кто были восприемники детей. Жена священника Белоусова Татьяна Ивановна и его дочь Калисфена значатся в крёстных Зои, Ксении, Раисы. Священник Димитрий Кириллов крестил тех же девочек. Виктор имел в крёстных двух священников: отца Анатолия Белоусова из Васильевской церкви Сергеевки (той, что построена Екатериной Шабельской) и Иоанна Курганского из церкви архидиакона Стефана.
Дворяне Шабельские тоже значатся в кумовьях. Потомственный дворянин и коллежский секретарь Николай Константинович Шабельский — крестный отец Глафиры и Григория. Интересно, что жена Николая Мария Константиновна записана в метриках как жена домовладельца, а не помещика. В более поздних метриках имена Шабельских не упоминаются…
Десятилетие закончилось признанием заслуг отца Александра. В 1900 году он был награждён скуфией.
Могила священника Александра Кириллова затерялась на старом Шабельковском кладбище. На ржавом покосившемся кресте не было никаких знаков. Но она, с Божией помощью, была обнаружена. Разыскал ей сотрудник поссовета Владимир Иванович Драган, человек, неравнодушный к истории родного села. Пока это единственное место погребения священника тех лет, известное нам. Очень надеюсь, что могилу отца Александра по весне уберут и украсят односельчане.
Краматорск в начале ХХ века. Дореволюционная открытка
Начало тревожного века
Шабельковка росла. По мере развития промышленности в Краматорской состав населения менялся. Появляется много отставных военных, приезжих инженеров и других специалистов. Обращает на себя внимание обилие среди прихожан жителей Таврической губернии: Бердянского, Мелитопольского уездов. Это могло бы показаться странным, если не знать, что у Цигельного яра (в районе нынешней улицы Рудзутака) в 1900-х годах был построен заводик по производству кирпича из местной глины. Занимались производством «тавричаны», как называли их местные жители.
В национальном составе тоже произошли изменения. Отпевают еврея Исаака Давидовича Рудь, принявшего Православие, и потомственную гражданку Соломонию Яковлевну Древицкую, тоже еврейку, умершую в 95 лет от старческой немощи. Венчается австрийский подданный Алоиз Алантович Швамберг, римско-католического исповедания, и Мария Адольфовна Мартин, тоже немка, но православная.
Появились данные о незаконнорождённых детях, о расторгнутых браках. Видно, с новым веком прибавилось грехов.
В начале века, в 1903 году, число рождённых за год младенцев достигло 131, венчано 33 брака, умерших душ 55, 40 мужского и 15 женского полу. Расписался в законности записи благочинный Четвёртого Изюмского округа протоиерей Алексий Базилевич.
Всего прихожан на 1906 год 1764: мужчин 938 и женщин 826.
Псаломщик Николай Пономарёв
Отдельно следует остановиться на личности псаломщика храма Николая Платоновича Пономарёва. Справочник 1908 года говорит о нём следующее: «37 лет, обучался в Краснокутском двухклассном училище. Псаломщик с 1892 года, на настоящем месте с 1900 года. Приходская должность — учитель церковно-приходской школы грамоты». Фамилия Пономарёв, как и Попов, одна из самых распространённых среди клириков. 19 имён с этой фамилией встречаются в справочнике. Следовательно, духовную стезю Николай избрал не случайно. Несомненно, это был один из самых грамотных жителей села. Он пользовался большим авторитетом, хорошо знал службу. Вплоть до 22 года Николай будет идти рука об руку со священником, потом их пути разойдутся.
Из частной жизни этого человека известно, что у него было три сына от первого брака: Николай, Василий, Алексей, а также дочь Вера. Они были близкого возраста и учились в 1910-1920 годах в церковной школе. Баловались, как все дети, шалили.
При неизвестных обстоятельствах Николай теряет жену и женится на молодой красавице — крестьянке Акилине Захаровне Белобровой, девушки из очень богатой и благочестивой семьи. Жених в октябре 1908 года — 38 лет, а невесте — 20. Поручителями на свадьбе были Иван Работников и церковный староста Михаил Диомидович Рудь. У семейной пары в январе 1913 года рождаются близнецы Василий и Вера. Крестным был приглашён потомственный дворянин Валковского уезда Иоанн Гаевский и Ксения, дочь священника.
15-летняя певчая храма святителя Николая села Шабельковка Оля Медведева. Снимок 1918 года
«Причт был помещён в церковных домах» — читаем мы в Справочнике за 1908 год. Известно, что Николай Пономарёв жил сначала при школе. Большой дом священника на два входа стоял через дорогу наискосок от храма, на месте нового магазина. В доме были крестильня, зал и спальни. Держали хозяйство, свиней и кур, для помощи приглашали работников.
Церковным старостой, как уже было сказано, с 1906 года был Михаил Рудь. Потом его сменил дед Ульян из Софиевки. В дальнейшем старостой стал дед Третьяк. Забегая вперёд, скажем, что в списке лиц, лишённых избирательных прав в 1924 году, мы встретим имена Михаила Рудя и Третьяка Лаврентия Петровича. Фамилию деда Ульяна старожилы не вспомнили. Известно, что он был из раскулаченных.
В церковном хоре пели девочки. Среди них — Оля Коротенко, Оря Граченкова, Даша Попивненко. Эти женщины в 2000 году были живы. Они пели на похоронах, обмывали покойников и читали по ним Псалтирь, не беря за это ни копейки, как водится у православных, пока старость не уложила их в постель. Но «Господи, помилуй» баба Оля и после этого выводила так, что мороз шёл по коже.
Праздники
Особенно много прихожан собиралось в храме в праздники и престольные дни. Праздновались весенний и зимний «Николай». Однако престольным праздником считался день перенесения мощей, 9 мая. В этот день наезжали из окрестных деревень и сёл. Молящиеся стояли в храме и во дворе. За оградой их ожидали многочисленные повозки, брички, тачанки, кареты.
Слепые нищие и калеки у ограды пели под кобзы и бандуры. В этот день каждый был особо милосерден, и музыканты получали вдоволь еды и денег.
Тут же располагались ряды с праздничным товаром. Сладости особенно привлекали детишек к храму. Пока родители молились, они лакомились маковками (шарики, слепленные из мака), бубликами и конфетами. Немудрено, что дети тех лет лучше, чем проповедь, запомнили «раковую шейку» и подушечки в красивых фантиках. Их продавали поштучно.
Сценарий покупки сладостей во всех случаях был похожим. Мать даёт Грише монетку в 5 копеек. «Кинь попові» — говорит она. «А я сховаю гроші та купую конфет», — вспоминает с прежним лукавством Григорий Архипович Мирошниченко 1912 года рождения.
Прошли счастливые годы детства Гриши, Шуры, Алёши, Оли. В 1920-х годах им суждено было резко повзрослеть и разделить с храмом и его пастырем нелёгкую судьбу.
Война против Церкви
Революция, разруха, гражданская война, немецкая оккупация… Они внесли в жизнь сумятицу и разброд, страх и беспокойство, но не изменили резко духовных устремлений народа. По-прежнему приходские священники совершали своё дело: детей крестили, учили, молодых венчали, покойников отпевали. И больные, и умершие получали необходимую духовную помощь, о чём свидетельствуют метрические книги.
До 1919-1920 годов вёлся учёт треб в церквях. Однако, по понятным причинам, листы книг этого времени столь плохо сохранились, что архивы не смогли их принять к хранению. Первые советские и последние дореволюционные метрики в основном не восстановлены.
До 1920-1922 годов государство не объявляло тотальную войну Православию. Несмотря на грабежи, контрибуцию и унижения со стороны новой власти, приходы действовали, люди в них крестились и молились. Идеологический перелом произойдёт позже. По данным регистрации религиозных общин и верующих в Донецкой губернии в 1921-1925 годах, почти каждый четвёртый житель был членом какой-либо религиозной общины. И это только по официальным данным. Затем наступило время безбожного террора…
12 октября 2010 года правящий архиерей епископ Митрофан совершил чин закладки нового храма в Шабельковке.
В 1930-х годах храм был разрушен большевиками…
Возрождение храма
Сегодняшняя церковь святителя Николая Чудотворца — продолжение старого храма. Открыта она не так давно. Первая служба состоялась 19 августа 1999 года, а торжественное освящение произошло 3 декабря 1999 года, в день памяти священномученика Анатолия и в день именин его пастыря — протоиерея Анатолия Деркаченко.
Символично, что настоятель церкви — сын последнего священника Николаевского прихода до его окончательного закрытия в 1959 году, находившегося в молельном доме по улице Шевченко. Сегодня отец Анатолий Деркаченко — преемник своего отца, продолживший его дело. Как не верить, что святитель Николай Чудотворец благоволит к нашему богоспасаемому городу?