Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Протоиерей Сергий Дворянов

Николаевский храм Бахмута — возможность прикоснуться к истории

Николаевский храм Бахмута. Фото Александра А. ДьяченкоВ нынешнем году исполняется 219 лет одному из старейших храмов нашей епархии — Николаевскому в Бахмуте (Артёмовске). Об истории этого удивительного памятника архитектуры и современной жизни его прихода рассказывает настоятель, протоиерей Сергий Дворянов.

 

О «сторожах», солеварах и церкви, которую можно переносить

— История нашего храма уходит корнями в середину XVIII века и неразрывно связана с историей города. Вот что рассказывают краеведы о возникновении Бахмута:

«По велению Московского царя Ивана Грозного, для защиты южных границ Московии от татарских набегов были учреждены так называемые „сторожи“, вынесенные далеко вперёд за официальные границы государства. „Сторожа“ представляла собой передвижной наблюдательный пункт, состоящий из нескольких человек, которые должны были передвигаться на лошадях на значительные расстояния вдоль обозначенной территории, следить за появлением неприятеля и предупреждать о грозящей опасности. Одна сторожа была названа по имени притока Северского Донца — речки Бахмут.

Бахмутская сторожа, ставшая затем уездным городом и центром огромной степной провинции, — самое старое поселение Донбасса. Старше него только Святогорский монастырь.

В середине XVII столетия казак Изюмского полка И. Бирюков обнаружил неподалёку от речки Бахмут источники, которые были гораздо богаче солью, чем Славянские рапные озёра. Предприимчивый первооткрыватель немедленно переселился на новое место и основал укреплённую слободу. Узнав о богатых залежах соли, Пётр I в 1701 году приказал построить новую крепость и переименовать слободу в город Бахмут».

Так за пределами крепости образовалась Никольская Слобода — посёлок солеваров, которые жили за рекой Бахмут. Там была построена первая Николаевская церковь. Впоследствии из-за того, что пришёл в упадок их промысел, жители слободы переехали в село Покровское и забрали с собой церковь: разобрали и перевезли. Она была маленькая, поэтому перенести её на другое место и там снова собрать не было проблемой. Но из-за Бахмутки переехали не все жители, и в итоге люди остались без церкви.

Для решения проблемы было решено написать рапорт в Бахмутское духовное правление, Екатеринославскому митрополиту Гавриилу, о необходимости строительства в Никольской слободе новой церкви. Ведь когда речка Бахмут разливалась, жители слободы не имели возможности добраться до какой-либо церкви, о чём и сообщали митрополиту:

«…ибо во время весняное сряду каждые годы, а нередко и в слабыя зимы, что самое в нынешнюю и случилось за разлитием полою водою реки Бахмута, потопляет их так сильно, что они ни с какой стороны не только к Покровской, но и ни к какой другой церкви дойти и доехать никак не могут, а потому самому во дни воскресные и праздничные слушания слова Божия с великим прискорбием лишаются, что по долгу христианскому наичувствительнейшим для себя поставляют несчастием; больше же де из них престарелые и невзначай больные, желающие скорого в смертных случаях покаяния и тайн Божественных напутствования, тож и слаборожденные младенцы, требующие самоспешнейшего крещения, по причине сказанного залива рек, сих самонужнейших таинств лишаются; равно ж мертвые тела, за изъясненным наводнением, по нескольку дней непогребенными остаются; в таком случае, не теряя более выраженных тягостей и поговоря между собою, все вообще вознамерились на том самом форштате и месте воздвигнуть храм Божий в то же наименование в честь святителя Христова Николая».

Территория Николаевского храма Бахмута. Фото Александра ШурлаковаДалее жители слободы писали, что для строительства храма уже есть и деньги, и дубовые брёвна, и камни для фундамента, и мастер. Материально строительство поддержал ктитор — купец Родион Никитич Криворотов. 10 марта 1796 года преосвященый митрополит Гавриил дал благословение на строительство, и местный священник, протоиерей Пётр Рассевский, освятил место для строительства храма. Так начали строить нашу церковь. Сложили её быстро. Фундамент заложили каменный, а стены возвели из морёного дуба. 21 декабря 1797 года храм освятили.

Со временем вокруг храма стал вырисовываться архитектурный ансамбль. В 1858 году за подписью императора Российского Александра ІІ был утверждён проект на строительство колокольни при Николаевской церкви. Трёхъярусную каменную колокольню в честь святого Иоанна Предтечи простроили в 1861 году при помощи помещика-ктитора Петра Смолянинова. Он, его родственники и строители церкви со временем были похоронены в фамильном склепе в подвальной части колокольни.

В 1889 году основали, а в 1900 простроили здание приходской школы. Оно было возведено за территорией храма. Там детей приобщали к грамоте. Они изучали Закон Божий, чтение, письмо, пение. Попечителем школы был бахмутский купец Николай Петрович Панфилов.

Храм наш несколько раз реконструировался: в 1886, 1910, 1913 годах и в наше время. Несмотря на возраст, архитектурный облик памятника деревянного зодчества Слобожанщины сохранён без изменений.

Вот уже третий век клир храма несёт заботу о духовном окормлении округи. В начале ХХ века Николаевский приход включал в себя жителей сёл в радиусе 12 вёрст.

 

Репрессии и возрождение

Советские годы храм пережил вместе со всем народом. Он был закрыт в 1937 году. Священники репрессированы, многие погибли в тюрьмах. Все материальные ценности церкви были национализированы, часть церковной утвари сожжена на пустыре рядом с храмом. Удалось сохранить только некоторые иконы. В 1942 году по просьбе верующих во время немецкой оккупации храм был открыт для богослужений и с тех пор больше не закрывался. Прихожане благоустроили его, принесли иконы, которые до сих пор висят на стенах храма.

На сегодняшний день Николаевская церковь — одна из наиболее древних, действующих на территории Восточной Украины. С прошлого века до наших дней дошли наиболее почитаемые иконы: Спаса Вседержителя, покровителя храма святителя Николая Чудотворца, чтимый образ Смоленской Божией Матери, святого великомученика и целителя Пантелеимона.

 

Любимое детище — воскресная школа

Воскресная школа и трапезная. Фото Александра А. ДьяченкоПо мере возможностей храм восстанавливали. В 1997 году праздновали его 200-летие, торжества возглавлял митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион (на то время — управляющий Горловской епархией — прим. ред.). К юбилею сделали капитальный ремонт, облагородили территорию. На тот момент у нас уже была хорошая воскресная школа. Её ученики выступали на концерте в городском Доме культуры. Владыка тогда отметил, что это был первый в Донецкой области праздник такого масштаба и с такими участниками в постсоветское время.

В дальнейшем построили современную воскресную школу — уже на территории храма. Открыли и освятили её два митрополита: митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион и митрополит Горловский и Славянский Митрофан. Школа рассчитана более чем на сто детей. Это красивое здание, в котором есть и классы, и библиотека, и большая трапезная. Там мы проводим занятия с нашими учениками. В школе семь преподавателей, все имеют педагогическое образование. Помимо обучения детей, проводим занятия и беседы с родителями.

43 ребёнка дошкольного возраста получают дошкольное христианское образование. Их учебный день начинается с литургии и причастия. После причастия малыши идут на занятия, а старшие остаются на службе. Затем у них чаепитие и занятия по классам. Вообще, дети для прихода — как второе дыхание, новая струя. К нам сейчас много семей приходит, есть многодетные. Родители участвуют в жизни воскресной школы. Всё это очень вдохновляет.

При храме продолжаются строительные работы. Сделали ещё два класса воскресной школы — там будут находиться мастерские. Многие мальчики очень полюбили работать с деревом — мастерят ульи для пчёл, подставки для икон, выпиливают, сверлят, вырезают. Занимаются с ними преподаватели воскресной школы. Одна мама рассказывала: сын заболел, пропускал занятия. Наконец не выдержал, стал проситься отвести его в школу: «Мама, я пропустил уже две недели, мне нужно идти выпиливать поделки!». Так что мы хотим расширить этот класс и сделать такой же для девочек. Планы у нас далеко идущие, мы хотим развивать всё имеющееся, чтобы детям было интересно. Намерены и новые предметы вводить ради этой цели.

 

Новое время, новые заботы, новые прихожане

Сейчас у нас идёт капитальный ремонт колокольни. Там тоже есть храм, мы сделали в нём тёплые полы, на очереди новый иконостас. Развесим старинные иконы, что у нас сохранились. Надеемся, что с Божьей помощью к лету освятим храм.

Фото Александра А. ДьяченкоМы расширим территорию храма и сделаем красивую парковую зону, чтобы прихожане после службы могли пообщаться, летом — посидеть в тени, полюбоваться храмом. Документально всё уже оформлено, осталось реализовать на практике. Хочется, чтобы было всё красиво и храм стал райским уголком.

К счастью, наш приход живёт, развивается. Приходит много людей, молодёжь. Сейчас на службах немало молодых семей. Состав общины постепенно меняется. Недавно, на Андрея Первозванного, было 40 дней со смерти нашего казначея, Марии Арсентиевны Митрофановой. Ей было 94 года. Она проработала у нас казначеем до 90 лет.

Мы договорились, что она будет нести это послушание до юбилея, а потом — на пенсию. Она согласилась, после этого ещё четыре года была почётным казначеем. Мария Арсентиевна была и просфорницей, и на клиросе пела, и облачение шила. На ней было много дел, она всю жизнь посвятила нашему храму.

Её уход ознаменовал конец эпохи тех бабушек, «белых платочков», которые получили довоенное христианское воспитание, пронесли веру через советские годы. Эти люди очень отличаются от тех, кто рос в послевоенное атеистическое время. Их научили молиться, это первая их отличительная черта. Вторая — они ходили на все службы. Не различали больших или маленьких праздников, регулярно шли в храм на вечернюю и утреннюю службу.

Сегодня мы пытаемся дать нашим маленьким прихожанам ту же духовную основу: учим их молиться. Мне кажется, самое главное — это привить детям любовь к Богу и ближним, к таинствам Церкви и молитве.

Молодёжь сейчас трудно удержать в церковном русле. Ребёнок обычно воцерковляется, а потом, уже подростком, уходит в мир. Там его немного потреплет — и он снова возвращается в храм. Поэтому мы сейчас основное внимание уделяем именно детям: хочется, чтобы мир Церкви был для них близким, чтобы из него не хотелось уходить.

Наш храм также окормляет духовное отделение при городской детской Школе искусств. Сейчас на отделении учится 41 человек. Дети изучают основы христианской культуры, музыкальные дисциплины, учатся церковному пению. Сейчас мы готовим конкурс художников к празднику Рождества. Ученики класса подготовят работы на рождественскую тематику, потом мы объявим победителей, наградим их. Надеемся, будет интересно.

 

Помощь ближним и духовное окормление

У нас при храме есть социальная служба. Её составляют наши активисты, те энергичные люди, что хотят помогать ближним. К большим праздникам они организовывают раздачу «поздравительных пакетов» всем нуждающимся прихожанам.

Ещё мы окормляем отделение онкологии: совершаем таинства исповеди и причастия, стараемся, как можем, поднять людям настроение, раздаём гостинцы. Есть у нас кружка милосердия — средства, которые собираются для благотворительных целей. На эти деньги можно купить лекарства нуждающимся или поддержать тех, у кого материальные проблемы.

Вообще, удивительно, что в такое сложное время, как сейчас, Господь нас так утешает и хранит, помогает и объединяет. Ведь нам удалось открыть новую воскресную школу во время войны! Строили её в 2014, открыли в 2015. Это чудо и милость от Бога.

 

Перенестись на три века назад

Николаевский храм Бахмута. Фото Александра ШурлаковаВ планах у нас сделать красивой территорию храма, отремонтировать его к 220-летию. Он древний, ветшает и требует постоянного попечения. Надеемся закончить ремонт колокольни. Хотим сохранить всё в максимально естественном виде, ведь внешне храм не изменился с XVIII века. У меня сердце лежит к старине, поэтому хочется оставить всё, как было — насколько это возможно. Всё старинное, изначально поставленное стараемся сберечь. Что-то ветшает безвозвратно, но и здесь есть возможность сохранить былой вид. Например, окна у нас совсем пришли в негодность, мы их заменили на такие же — не отличить. Так что человек, который придёт в наш храм, увидит его таким, каким его видели христиане конца XVIII — начала XIX века. В этом его изюминка.

Да, есть новые храмы, красивые, а нам хочется сохранить историю. Хочется, чтобы человек мог ощутить дух того времени. Для этого приходится постоянно поддерживать его историческую красоту. У нас двери храма колокольни подпиливали, чтобы повыше сделать. И внутри на металлической полосе нашли клеймо кузнеца: «1868 год». Смотришь с трепетом на это, конечно.

У меня часто спрашивают, почему я не поменяю калитку и ворота на новые. А мне жаль: они кованые, на них тоже клеймо 1901 года. Да, они где-то покосились, не везде ровные, но таких нигде не найдёшь и не купишь.

Так что, если хотите прикоснуться к истории, приходите в наш храм. Для начала — просто посмотреть. Как знать? — возможно, вам захочется остаться.

Записала Екатерина Щербакова

Фото Александра А. Дьяченко и Александра Шурлакова

Цитата дня

«

Если станешь искать славы не на земле, то обретешь ту истинную и светлую славу, которая вводит тебя в Небесное Царство.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100