Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Ольга Зинченко

Музыкальный катехизис

Воскресная школа Успенского храма в КраматорскеВ воскресной школе храма Успения Пресвятой Богородицы Краматорска дети учатся по уникальной программе, позволяющей не получать знания по отдельным предметам, а целостно воспринимать Священное Предание Церкви. О том, как это работает, рассказывает преподаватель хорового пения, регент Ольга Ивановна Зинченко.

 

Из инженера-конструктора — в регенты

Впервые я пришла в храм в начале 1990-х. Была, конечно же, совершенно невоцерковлённым человеком, но хотела стать певчей на клиросе. Тогда в Успенском храме по благословению отца Иоанна Устименко начал развиваться очень хороший молодёжный хор. В те годы я работала на заводе инженером-конструктором, а все праздники проводила на клиросе. Церковное пение — это что-то особенное, оно очень отличается от привычного нам. Я поняла, к чему стремилась моя душа.

В 2000 году встал вопрос о создании хора воскресной школы. Желающих вести его не нашлось, и тогда я решилась взяться за новое для меня дело. Музыкальное образование — студия по классу фортепиано, в которой я отучилась 7 лет, — позволило это осуществить. Конечно, опыта работы не было, но его компенсировало большое желание слышать в храме пение чистых детских голосов.

Ольга Ивановна Зинченко

Ольга Ивановна Зинченко

Работать в те годы было непросто: не было нот — приходилось писать их с кассет, раскладывать по голосам; не было специальной литературы. С Божьей помощью у меня всё получалось. Конечно, это было несовершенно, но у детей появилось огромное желание петь в храме, это поддерживало и вдохновляло. Мы начинали с концертов в храме, потом стали участвовать в литургиях. Постепенно мастерство росло, и дети стали ездить на фестивали, петь в детских домах и больницах. Сейчас второй выпуск нашей воскресной школы по благословению настоятеля, отца Геннадия Жолобенко, поёт на клиросе во время богослужений. Они составили правый хор нашего храма. Так из преподавателя воскресной школы я стала регентом. Я проработала на заводе тридцать лет инженером-конструктором и никогда не могла представить, что в жизни может случиться такой поворот.

 

Новый преподаватель, новая жизнь

Сейчас в нашей школе учится церковному пению уже третий набор учеников. Обычно мы набираем детей 7-8 лет. Они занимаются у нас до тех пор, пока не оканчивают общеобразовательную школу. Есть у нас певцы, которые уже создали свои семьи, но всё равно поют в хоре. Наш настоятель когда-то сам пел на клиросе. Он очень хотел, чтобы у нашей школы была музыкальная направленность, чтобы мы растили будущих клирошан. Постепенно воплощаем его мечту в жизнь.

Будни нашей воскресной школы оживилась с приходом преподавателя Ирины Наязовны Кандыбы. Она — поэт, организатор, учитель и вдохновитель всего, что у нас происходит. Я занимаюсь пением, а она — всем остальным. В одиночку я бы всё не вытянула. Во многом благодаря ней у нас появилась программа «Музыкальный катехизис», которая позволяет воцерковлять детей через музыку и песни о Боге, Церкви, родине. Часть её стихов кладу на музыку я, часть — другие композиторы (например, Дмитрий Воскресенский, Елена Русакова, Андрей Шевчук). Очень приятно, что к совместному творчеству подключаются сторонние авторы. Недавно свои произведения, переложенные для детского хора, нам прислала Светлана Потера, православный автор-исполнитель, член Ассоциации деятелей эстрадного искусства Украины.

 

Ирина Наязовна Кандыба

Ирина Наязовна Кандыба

Программа «Музыкальный катехизис»

Хотелось бы подробнее остановиться на нашей учебной программе, ведь опыт её построения может пригодиться многим. За основу уроков по предмету «Музыкальный катехизис» взят материал одноимённого учебника протоиерея Игоря Лепешинского и «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского. Поскольку самые младшие наши ученики, как правило, не имеют музыкальной подготовки и каких-либо знаний о Боге и церковной жизни, Ирина Наязовна разработала план обучения, рассчитанный на четыре года.

Каждый урок построен по принципу «тема + песня». В первом семестре дети знакомятся с устройством невидимого мира, понятиями «Бог», «Бог Отец», «Святая Троица», «молитва», узнают, что такое двунадесятые праздники. Во втором семестре подробно изучают заповеди и значение слова «любовь», готовятся к праздникам — таким, как День Победы, День защиты детей, День жён-мироносиц. В этот период они начинают выступать с концертами духовных песен для пенсионеров и школьников. Слава Богу, слушатели всегда готовы нас принять.

В третьем семестре музыкальные уроки тесно переплетены с уроками храмоведения. Дети начинают знакомиться с иконостасом, ходом богослужения. На этом этапе обучения мы разучиваем песни о родине, её святой истории, чтобы ученики ощутили, что православный мир невозможен без веры в Бога и любви к ближнему. В четвёртом семестре мы приступаем к изучению Евангельских заповедей блаженства, поём о дружбе, ангелах-хранителях, нашей небесной отчизне, святой Руси и нашей заступнице Пресвятой Богородице. В пятом и шестом семестре изучаем жития святых, участвуем в большинстве церковных праздников, готовим благотворительные мероприятия, добавляем в занятия больше музыкальных игр. Для этого этапа обучения актуальны музыкальные театральные постановки.

 

Хор «Православная Русь»

Хор «Православная Русь»

Воскресная школа как средство преодоления кризиса подросткового возраста

Мы используем все инструменты творческого процесса, чтобы дети не потеряли интереса к клиросному пению, ведь у них начинается переходный возраст. Как правило, музыка помогает пережить кризис. Жизнь в храме в этом возрасте — единственное, что их объединяет. Мы начинаем петь на клиросе. Последние седьмой и восьмой семестры — это плавный переход к пению в храме. Душа каждого ребёнка к этому времени сама начинает стремиться к полноте, одних духовных песнопений уже мало. Ребята хотят полноценно участвовать в богослужении.

Отмечу, что из нашей воскресной школы выходят и отличные пономари, профессиональные чтецы, замечательные звонари. Колокольному звону мальчишек обучает старший пономарь Олег Площадный. После того, как на Пасху позвонишь в настоящий церковный колокол, хочется обязательно узнать о дивном звоне как можно больше. У наших учеников есть такая возможность.

 

Гармоничное переплетение предметов

Особенность нашей воскресной школы заключается в том, что занятия по Закону Божьему, изобразительному искусству и пению объединены одной темой. Дети не замечают, как занятие по одному предмету плавно перетекает в другое, поскольку они гармонично переплетены и дополняют друг друга. Помимо перечисленных предметов у нас есть кукольный театр (персонажей для спектаклей делают сами дети), театральная студия, кружок рукоделия, на котором ученики вышивают лентами, шьют кукол-тильд, мастерят вещи, которые пригодятся в хозяйстве.

Нина Васильевна Шишлина

Нина Васильевна Шишлина

Мы разделили занятия по дням недели. В субботу дети изучают «Музыкальный катехизис», «Историю Святой Руси», «Хоровое пение», а предмет «Церковное пение» открыт для младшей и старшей группы в воскресенье. Также в воскресенье занятия ведёт Нина Васильевна Шишлина, которая трудится при воскресной школе более пятнадцати лет. Её предметы — «Церковнославянский язык», «Христианская этика», «История Церкви». Часто для лучшего изучения материала дети участвуют в квестах, разгадывают кроссворды, рисуют.

Как я уже упоминала, Ирина Кандыба — поэт, на её стихи у нас в репертуаре уже есть немало песен. На фестивале «Крещением отверзаются небеса» одну из них наши дети исполнили в качестве подарка участникам. К слову, в фестивале участвовали два наших хора: младшие дети — хор имени первомученика архидиакона Стефана, и старшая группа — хор «Православная Русь». Мы уже в шестой раз приезжали туда как гости. Дети ответственно готовятся к фестивалю и с удовольствием в нём участвуют.

 

Открыты для всех

В своей школе мы стремимся воспитывать не только будущих певчих, но в первую очередь — православных христиан. Наши двери открыты для всех. К нам приходят и невоцерковлённые дети. Удивительно, но через некоторое время они начинают приводить в храм своих родителей. Мы приглашаем всех, никого не отвергаем. Не обязательно петь, у нас и без того происходит много интересного. Например, бывают ярмарки (собранные деньги потом передаём на лечение онкобольных детей), конкурсы рисунков, мы выступаем в школах и детдомах, ходим в больницу кормить больных.

На пикнике

На пикнике

Ребята по три-четыре часа занимаются с нами и не хотят уходить. Если мы видим, что у ребёнка получается петь, то советуем родителям отдать его в музыкальную школу, даже уговариваем, хотя они совершенствуются и у нас. Половина детей из взрослого хора не имеет музыкального образования, однако порой происходят настоящие чудеса. Например, девочка, которая не могла даже мелодию повторить, сейчас поёт сложную партию с листа. Я не верю своим глазам, но факт есть факт.

Мы стараемся развивать детей, как только можем, но немаловажно и их желание. Они видят, что получается, что выходит красиво, и стремятся работать. Сейчас наши выпускники приводят к нам своих детей, и это плод работы воскресной школы, которым невозможно не восхищаться.

 

Трудности и радости маленького храма

Для нашего поселкового храма 8-12 поющих детей — это уже немало. Конечно, хочется, чтобы их было больше, но это нам неподвластно. С нашей стороны мы делаем всё возможное. Ещё хотелось бы большей активности родителей, но часто это обусловлено ситуацией в семье, так что требовать чего-то нет возможности.

Радует, что с материалами для занятий сейчас намного проще, хотя мы всё равно перерабатываем песни под свой хор, так что расслабляться не приходится. Порой приходится быть не только регентом, но и композитором. Благодаря этому у нас получился уникальный материал.

Мы очень рады, что дети поют на клиросе, они начали исполнять произведения на два голоса, но хочется идти дальше и развивать трёхголосное пение, ведь предела совершенству нет.

Записала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Судия с одинаковой строгостью требует от нас попечения о спасении и нашем и наших ближних.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100