Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Мария Цырлина

Мудрость царей: Притчи Соломона

Всевидящее окоСамый мудрый царь Израиля изрёк 3000 притч. Они записаны в книгах Притчей и Премудрости Соломона. Многие из них стали поговорками. Каждый из нас слышал:

Кто роет яму, тот упадёт в неё, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится (Притч. 26:27).

Не хвались завтрашним днем (Притч. 27:1).

Лучше сосед вблизи, нежели брат вдали (27:10).

Дающий нищему не обеднеет (рука дающего не оскудеет) (Притч. 28:27).

Это не притчи в нынешнем смысле слова — с сюжетом и развёрнутым повествованием. Так раньше называли пословицы, афоризмы и краткие поучения. Притчи Соломона вместе с книгами Премудрости Соломона и Иисуса сына Сирахова, Екклесиастом и книгой Иова называют «литературой мудрости» или дидактической поэзией. На самом деле в них кроется нечто большее, чем просто нравоучения. О чём же они?

 

Древняя поэзия

Притчи Соломоновы — это стихи. Они составлены по законам древнего стихосложения, с параллелизмами и особым ритмом. Многие перекликаются с псалмами:

Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых (Притч. 4:14) — Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных (Пс. 1:1).

Праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней; а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее (Притч. 2:21-22) — Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет (Пс. 1:6).

Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет; потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления (Притч. 3:25-26); Не приключится праведнику никакого зла (Притч. 12:21) — Ср. Пс. 90.

Праведник во веки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле (Притч. 10:30). — Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твердость словам своим на суде. Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник (Пс. 111:5-6).

Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен (Притч. 12:3), Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть (Притч. 11:28). — И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. Не так — нечестивые; но они — как прах, возметаемый ветром (Пс. 1:3-4); Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего (Пс. 91:13-14).

Стихотворная форма помогала древнему читателю легче запомнить поучения, чтобы затем применять их в своей жизни. В переводах поэтические особенности этой книги утрачены: она воспринимается как проза.

По структуре эта книга — сборник сочинений разных эпох. Непосредственно притчи царя Соломона начинаются только с 10 главы. Она имеет такое надписание. В книге также собраны притчи загадочных царя Лемуила и мудреца Агура, сына Иакеева (30 и 31 главы). Никто не знает, кто это такие. Некоторые видят в первом имени псевдоним царя Соломона («Лемуил» значит «преданный Богу») или царя Езекии, при котором, как считают, произошло собирание разрозненных свитков притч в один сборник.

 

Ветхозаветное Добротолюбие

Главная тема притч Соломона — как стать мудрым. Этот израильский царь получил мудрость от Бога. Он не приобретал её долгим и трудным путём учёбы, собственного опыта, исполненного проб и ошибок, но и читателя не призывает пройти им. Автор притч рассказывает о том, как обрести благословение Господа. Ведь только от Него можно получить этот дар — мудрость: Ибо Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум (Притч. 2:6).

Книга Притчей — Добротолюбие ветхозаветного времени. Она должна стать настольной у бедного и богатого, знатного и простого человека, юноши и старца… Автор обращается к своему читателю «сын мой» и с любовью даёт отеческие советы. О чём же они?

 

Страх Божий

Начало мудрости — страх Господень (Притч. 1:7 и 9:10). Эти слова несколько раз повторяются в книге Притчей как её лейтмотив.

Страх Господень — ненавидеть зло (Притч. 8:13).

Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся (Притч. 10:27).

Этот страх — не рабский. Тот, кто его познал, становится сыном Богу:

В страхе пред Господом — надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище. Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти (Притч. 14:26-27).

 

Надежда на Господа

Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой (Притч. 3:5). Какого человека сегодня назовут мудрым, если он скажет, что не нужно полагаться на разум? Царь Соломон призывает читателя именно к этому. Всецелое возложение надежды на Бога — залог успеха в этой временной жизни, по мысли автора Притч:

Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся (Притч. 16:3).

Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа (Притч. 21:31).

 

Послушание

Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей (Притч. 1:8-9).

 

Умение уклоняться от зла

Послушание не всегда уместно в жизни верующего человека. Иногда надо уметь сказать «нет» даже самым близким людям:

Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся… (Притч. 1:10-19).

 

Всевидящее окоМилосердие

Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. Не говори другу твоему: «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе (Притч. 3:27-28).

Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою (Притч. 11:17).

Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся (Притч. 14:31).

Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко (Притч. 12:10).

Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его (Притч. 19:17).

Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий (Притч. 28:27).

Однако некоторые поучения вполне в духе «Домостроя»: Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его (Притч. 13:24).

 

Правдивость

Мудрый царь Соломон не просто напоминает заповедь не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Он даёт руководство, как избежать лживого человека. Это настоящий трактат по психологии. Здесь в подробностях приводятся жесты, которые помогут распознать неправдивого собеседника:

Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит — без исцеления.

Автор Притчей почти не проводит грани между грехами лжи и убийства — они оказываются тесно связаны:

Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями (Притч. 6:12-19).

 

Терпение

У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление (Притч. 12:16).

У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость (Притч. 14:29).

Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю (Притч. 15:18).

Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою [лучше] завоевателя города (Притч. 16:32).

 

Смирение

Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей (Притч. 14:30).

Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость (Притч. 15:1).

Погибели предшествует гордость, и падению — надменность (Притч. 16:18).

Домогаться славы не есть слава (Притч. 25:27).

 

Хранение уст

Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует (Притч. 12:18).

Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда (Притч. 13:3).

Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя! (Притч. 15:23).

Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло (Притч. 15:28).

 

Муравей-трудягаТрудолюбие

Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник (Притч. 6:6-11).

Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный (Притч. 10:5).

Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен (Притч. 12:11).

Путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведных — гладкий (Притч. 15:20).

 

Отношение к богатству

Настоящее богатство, по мысли автора книги Притчей, достигается трудолюбием:

Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает (Притч. 10:4).

Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью (Притч. 12:24).

Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно (Притч. 12:27).

Нерадивый в работе своей — брат расточителю (Притч. 18:9).

К неправедным приобретениям он относится с презрением:

Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет (Притч. 22:16).

Лучше любого богатства автор ставит мудрость и добродетель:

Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота (Притч. 22:1).

Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат (Притч. 28:6).

Мудрец призывает не осуждать бедных — ведь каждый, кто живёт сегодня в достатке, может в один прекрасный момент оказаться на их месте:

Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным (Притч. 17:5).

Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и — его уже нет (Притч. 23:4-5).

Отношение к богатству и бедности раскрывается в молитве Агура, которая приводится в конце книги Притчей:

Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся [Тебя] и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе (Притч. 30:7-9).

 

Целомудрие и верность в браке

В книге Притчей много наставлений о верности и целомудрии, как образных: Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя (Притч. 5:15), так и самых прямых: Заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни, чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да не увлечет она тебя ресницами своими; потому что из-за жены блудной [обнищевают] до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу (Притч. 6:23-26).

 

Трезвый подход к жизни

Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид… и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. [И скажешь]: «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же» (Притч. 23:31-35).

 

Любовь к ближним

Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи (10:12).

Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья (17:17).

Исполнивший всё это разделит пир с Премудростью и услышит её похвалу.

 

Премудрость БожияТайна Премудрости

Образ Премудрости в книге Притчей очень необычен. На первый взгляд, это объясняется поэзией. В рамках поэтического текста Премудрость вполне может взывать на площадях и ждать в воротах, строить себе дом и готовить пир. Почему бы и нет? На второй же взгляд слишком многое в словах о Премудрости перекликается с Новым Заветом и наводит вдумчивого читателя на размышления.

Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего… Когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня (Притч. 1:24-28). — Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое (Мф. 7:24-27 и др.).

Главное — мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец (Притч. 4:7-9). — И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы (1 Пет. 5:4 и др.).

Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой? Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях; она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери: «к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые — разуму. Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих — правда; ибо истину произнесет язык мой, и нечестие — мерзость для уст моих; все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства; все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание (Притч. 8:1-9) — Как Я истину говорю, то не верите Мне. Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога (Ин. 8:45-47); Се, стою у дверей и стучу (Откр. 3:20) и Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11:28-29).

Восьмая глава Притчей — песнь Премудрости. Это слова, произнесённые от её имени в прекрасной поэтической форме.

Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня (8:17) — Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14:21); Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит (Мф. 7:8).

Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони (8:22) — В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1:1-3).

От века я помазана, от начала, прежде бытия земли (Притч. 8:23) — Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих (Пс. 44:7-8).

Чем больше вчитываемся в эти строки, тем более понимаем, о Ком на самом деле идёт здесь речь:

Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.

Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.

Когда Он уготовлял небеса, [я была] там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны,

когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли:

тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя [была] с сынами человеческими (Притч. 8:24-31).

Книга Притчей Соломоновых явственно раскрывает учение о Сыне Божием, ранее прикровенно, но очевидно изложенное в псалмах.

Премудрость БожияСледующая глава говорит о неком доме Премудрости:

Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума’ (Притч. 9:1-6). — сравните с евангельской притчей о брачном пире, где слуги Царя ходят по улицам и зовут всех разделить с Ним трапезу (Мф. 22:1-14, Лк. 14:16-24).

Эти слова из книги Притчей читаются за богослужением в каждый богородичный праздник. Они понимаются как пророчество о Рождестве Христа от Девы Марии и об устроении новозаветной Церкви, основанной на семи таинствах.

Ряд поучений книги Притчей перекликается со словами Христа в Евангелиях:

Не величайся пред лицем царя, и на месте великих не становись; потому что лучше, когда скажут тебе: «пойди сюда повыше», нежели когда понизят тебя пред знатным, которого видели глаза твои (Притч. 25:6-7). — Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 14:7-11).

Не вступай поспешно в тяжбу: иначе что будешь делать при окончании, когда соперник твой осрамит тебя? (Притч. 25:8). — Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта (Мф. 5:25-26).

А эти слова из ветхозаветной книги приводит апостол Павел в послании к Римлянам:

Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, [делая сие], ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе (Притч. 25:21-22 и Рим. 12:20).

В отношении к враждующим против нас и во многом другом Притчи призывают действовать вопреки человеческой логике, а учение о мудрости полностью противоречит тому, какое ожидает найти читатель, впервые открывающий эту книгу. По-настоящему мудр не тот, кто имеет недюжинные умственные способности и приобрёл много знаний, а тот, чья жизнь выстроена в соответствии с Законом Божиим. Мудр тот, кто думает и действует в этом мире в унисон с Премудростью Божией — Автором человеческого разума.

Цитата дня

«

Быть добрым — значит быть счастливым.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100