Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Священник Александр Хворост

Можно ли оправдывать свою пассивность волей Божией?

Пассивность и воля БожияЧто плохого в том, чтобы спокойно плыть по течению жизни? Может ли оказаться, что смиренное принятие воли Божьей на поверку окажется пассивностью? Как рождается безынициативность? Поговорили об этом со священником Александром Хворостом, настоятелем Александро-Невского храма г. Дружковка. 

Для начала нужно определиться, откуда каждый из нас может узнать волю Божью. Непосредственно — из Священного Писания. Господь создал человека активно действующим. После сотворения Адама Он повелел ему хранить и возделывать сад Едемский, то есть призвал не к безучастному бытию, но к деятельности. Ведь хранить и возделывать — это не просто дело, но творческий труд.

К чему ещё призывал Бог человека? «Возьми крест свой и следуй за Мной» (Мф. 16:24). Это тоже труд — нести свой крест, идти за Богом. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Здесь Он призывает нас к совершенству, а оно тоже достигается определёнными волевыми усилиями.

Если размышлять о сотворении человека, то в Библии есть любопытный момент: Бог изначально задумал его по образу и подобию Своему, а создал — по образу. Если внимательно читать Писание, то увидим, что подобия нет, его нужно достичь, жизнью своей уподобиться Богу. Господь призывает нас действовать, и действовать активно. На таком пути не остаётся места лени.

На мой взгляд, проблема пассивности не только и не столько духовная, но и педагогическая, и социальная, и психологическая. Почему же человек становится пассивным?

Мы приходим в Церковь со своими немощами, проблемами, страхами. Большая часть нынешних прихожан родилась в СССР. Наше современное общество уходит корнями в общество советское, тоталитарное. Оно отличалось прежде всего жёсткой зарегулированностью абсолютно всех сфер жизни, подчинением их государству. Все распоряжения спускались «сверху», любая частная инициатива была невозможна, а если и рождалась, то пресекалась. Это проявлялось и в экономической, и в культурной, и в общественной сферах. Был Госплан СССР, всё планировалось, просчитывалось в каких-то инстанциях, и отдельный человек не мог ни на что повлиять. И вот люди, выросшие в таком обществе, потом пришли в Церковь.

Вторая проблема — педагогическая. Как работала советская система воспитания и образования? Точно так же. Знания давали, но не учили, как их применять в жизни. Помню, когда я пришёл в первый класс, у нас было в классе сорок учеников и одна учительница. Как в такой ситуации можно полноценно общаться с учеником? Необходима довольно жёсткая дисциплина, которая достигается подавлением воли школьника. В такой системе человек находился десять лет. А потом шёл во взрослую жизнь, и не мог в этом мире стать активным. И вот он приходит в Церковь и ищет священника — строгого учителя, который расскажет ему, как жить. Но Господь призывает нас действовать активно, уподобляться Ему, трудиться. Так что же делать?

Прежде всего, нужно правильно себя мотивировать. Как это сделать? — просто: открываем Деяния святых апостолов и читаем, как они трудились, жили, благовествовали. Сколько городов обошли. Да, у них были благодать и особое служение, но они трудились. Господь специально выбрал трудяг-рыбаков, которые ночами не спали, а тянули тяжёлые неводы. Они и потом так же тяжело трудились, только уже на ниве Христовой.

Читаем жития святых. Как они жили, подвизались? — никто не бездельничал. Ни у кого не было большого начальника, который за них всё решал бы. Мы можем вдохновляться их подвижничеством, но делать вывод, что времена поменялись, люди уже не те, нам это не под силу, было бы неверно. Кто сказал, что активность в духовной сфере невозможна сейчас? Например, недавно православные христиане собрались на молитвенное стояние в Киеве против антицерковных законов. Они не бросали камни, не жгли покрышки, не били полицию. Они стояли и молились. Заняли активную позицию — церковную, духовную — и отстояли свои права.

На нас влияет общество, и влияет сильно, но и мы влияем на него. Вопрос в том, что мы в него привнесём: хорошее или плохое? Если плохое, то ускорим пришествие последних времён, приблизим кончину мира. Если хорошее, духовное, светлое, святое, то можем сделать его немного лучше.

Очень ярко пассивное отношение к жизни под маской воли Божьей изображено в известной притче о потопе, когда человек ждал, что Господь лично спасёт его, и не воспользовался посылаемыми Им возможностями спастись. Верующему бывает сложно понять, в чём воля Божья относительно него. Но нужно стремиться к этому пониманию. Но возможно ли оно вообще?

Думаю, да. Для этого надо развивать духовную чуткость. Для начала неплохо было бы начинать каждое дело с молитвы. У каждого человека свой характер, свои условия жизни, но каждый может призвать Бога для того, чтобы Он или помог в начинаемом деле, или отвёл от него. Не терять связи с Ним — очень важное условие жизни христианина. Ещё нужно прислушиваться к голосу совести — это голос Божий в каждом из нас. Она часто подсказывает, что нужно делать, а что нет.

Ещё хотелось бы добавить несколько слов о воспитании, ведь зачастую пассивными детей делают родители. Часто наши дети живут по указке, мы решаем за них все проблемы. Порой случается странный перегиб: сначала мы приучаем ребёнка к самостоятельности тогда, когда он к ней не готов, предлагая решать непосильные в его возрасте проблемы. Потом он вырастает, ему нужно жить самостоятельно: идти в вуз или армию, создавать семью. И родители бросаются решать за него буквально всё: устраивают в хороший институт, «отмазывают» от армии, помогают устроиться на высокооплачиваемую работу. В итоге человек вырастает инфантильным. Мы должны научить своих детей ловить рыбу самостоятельно: дать удочку и объяснить, как ей пользоваться, то есть научить ориентироваться в окружающем мире. Он сейчас очень интересный: вокруг море информации, много хорошего. Родителям надо научить своих чад правильно использовать всё это.

Мир меняется с колоссальной скоростью. За 20 лет его не узнать, что говорить о веке — и это тоже влияет на наше отношение к тому, что мы делаем. Большое благо, за которое нужно благодарить Бога, в том, что деятельность нашей Церкви сейчас не ограничивается. И нам, православным, нужно трудиться для того, чтобы занять своё место в современном мире. Мы можем свободно проповедовать слово Божие, заниматься просветительской деятельностью, издавать книги. Такого никогда не было — ни в советские годы, ни даже в царской России. Нам нужно ценить и пользоваться этим. Свобода — это большое благо, а наш народ часто тяготеет к тому, чтобы не жить самостоятельно, но чтобы кто-то пришёл и решил все проблемы. Это беда нашего общества. Мы обязаны трудиться и действовать, а действия согласовывать с совестью и волей Божьей, то есть проводить время деятельно, активно и молитвенно.

Ответственность за нашу жизнь с нас никто не снимал. Вспомним притчу о талантах. Тот, кто зарыл талант в землю и не преумножил его, фактически был пассивным всю жизнь и не воспользовался тем, что было дано изначально. И за это был наказан: талант у него хозяин отнял и отдал тем, кто приумножил, потрудился. Мы будем отвечать перед Богом и за наши действия, и за наше бездействие. Господь спросит за всё. Не надо перекладывать свою ответствовать на других.

Что сказал раб в этой притче? — «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое» (Мф. 25: 24-25). Он попытался переложить свою личную ответственность на господина. Я думаю, нужно приучать людей к тому, что они ответственны за свою жизнь от начала и до конца. Не нужно перекладывать часть этой ответственности и на священника. Выходить замуж или нет, за кого идти, за Петю или за Васю, в какой институт поступать, какую профессию получать? Священник может помолиться, дать совет, но не должен брать на себя власть распоряжаться чужой судьбой. Прихожанин должен брать ответственность за свою жизнь на себя. Он может прислушаться к совету священника, может не прислушиваться — в любом случае, никто не имеет права ограничивать его свободную волю.

Записала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Кто в надежде на покаяние пребывает во грехе, тому нет покаяния

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100