Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Священник Димитрий Паламарчук

Могут ли недоброжелатели мистически влиять на жизнь христианина?

Кукла вудуЧто делать верующему человеку, если ему желают зла, проклинают, наводят порчу? Как быть, если в жизни всё плохо? Как жить, если окружают только плохие люди? Отвечает священник Димитрий Паламарчук, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Доброполья.

 

В чьи руки себя вручаем?

Как интересно получается: мы постоянно ищем, на кого бы переложить ответственность за свою жизнь. Готовы переложить её на кого угодно: на Бога, дьявола, злых людей — всех, кроме самих себя. Почему-то неизменно забываем, что Бог создал нас свободными, и каждый поступок так или иначе отражается на нашей жизни.

Преподобный Марк Подвижник говорит, что Бог никого не наказывает. Утверждать обратное — богохульство. Бог положил духовные законы, следуя которым, мы соединяемся с ангелами света, нарушая — с ангелами тьмы. Мы сами вручаем себя в руки Богу или сатане. Как те или иные злые люди могут мистически повлиять на мою жизнь? Никак. С другой стороны — безусловно, грех каждого отдельного человека влияет на общее состояние человечества и всей планеты. Однако всевозможные порчи, наговоры, проклятия на жизнь конкретного человека повлиять не могут.

 

Всё плохо — или не так, как хочется?

Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя». Если в моём сердце нет света, нет добра — о каком благе для себя или других я могу говорить? Другой аспект вопроса: очень часто то, что мы воспринимаем как зло или скорби, на самом деле — то, что мы получили не таким, как хотели. Ожидали одного, а получилось иначе, в итоге думаем, что всё не так. А ведь мы получили что-то, это обретение. Читая молитву «Отче наш», каждый день произносим: «Да будет воля Твоя!» — но не обращаем на эти слова внимания. Получаем, но воспринимаем полученное как зло или как не-благо. То же и со скорбями: скорбим не потому, что приходят скорби, а от негативного отношения к тем или иным ситуациям в нашей жизни.

Святые отцы скорбели не когда у них случались какие-то искушения или болезни, а когда их не было. Они мыслили примерно так: «Господи, Ты что, меня оставил? Я что, в Твоих глазах духовно умер? Разве в моём сердце не осталось заноз? Господи, помилуй мя, попробуй меня реанимировать!» Они благодарили Бога за всё, что происходило в их жизни: «Господи, благодарю, что меня лечишь!» Мы ведь не ропщем на врача, что назначает нам горькие пилюли или укладывает в стационар на пару недель. Так почему на Милостивого Бога ропщем?

 

Привычка жаловаться

Я не верю, что люди плохие. С каждым годом всё больше убеждаюсь, что все хорошие. Люди могут быть озлобленными на жизнь, обиженными кем-то, но они не злые. Большинство просто ничего не хочет. Работа плохая, платят мало, денег нет, дети не слушаются… Зачастую все жалуются. Рабочий на начальника: жадный, не ценит, мало платит. Начальник — на рабочих: ленивые, безразличные, только денег хотят. Мы все привыкаем плохо думать о том, что имеем, начиная с работы и заканчивая миром. Поддаёмся этой привычке, начинаем не своей головой думать, а ориентироваться на мнение окружающих. Потому и кажется, что наша жизнь плохая. Я в глубине души нормально отношусь к начальнику, и зарплата устраивает — иначе бы не работал, — но вслух буду жаловаться. Что хорошего может выйти из такого отношения к жизни?

У нас люди часто предпочитают жаловаться, потому что, когда всё хорошо, им страшно: а вдруг сглазят? А вдруг утратится имеющееся? Когда в жизни всё отлично, мы забываем о самом главном: поблагодарить.

 

Что ставим в центр своей жизни?

Благодарить надо за всё, во всём видеть мудрость Божию — и жизнь постепенно изменится. На неё ведь можно смотреть по-разному, главное — изменить себя. Всё в нашей голове. Если мы верим, что Бог есть любовь, то понимаем: Он нам вообще никакого зла сделать не может. Господь — Миродержитель, Он управляет миром, а не дьявол, тайные общества, масоны или кто-то ещё. Просто некоторые люди сознательно ищут зло, сатанинские козни, признаки конца света и прочее подобное. Называют себя христианами, но в центре их жизни не Христос, а Его противник. К преподобному Паисию Святогорцу приходили и говорили: «Геронда, давайте поговорим об антихристе», — на что он отвечал: «Давайте лучше поговорим о Христе!» Почему секты так легко наполняются людьми? — потому что там говорят: «Приходи к нам, мы дадим тебе тайное знание!» А что ещё может привлечь человека, если не возможность быть причастным к тайне? Наш благочинный, протоиерей Леонид Доценко, рассказывал: перед крещением проводил беседу, сказал, что крещение — это таинство, а ему один из крёстных отвечает: «Что вы такое говорите? Какое таинство, если о нём все знают?»

Жизнь человеку портят не люди, а его страхи и гордыня, из-за которой он стремится к тайным знаниям. И получается: чтобы ребёнок не писался, надо его причастить, а потом «пронести три раза через ярмо». Всё пройдёт. Думаете, где можно услышать такой совет? — в храме православном. Одна бабушка верующая давала такой совет молодым родителям. Представляете, до чего порой доходит?

Хочется верить, что скоро все околоцерковные предрассудки и выдумки будут искоренены, потому что в храм приходят люди, которые интересуются своей верой, хотят узнать о ней новое, разобраться в непонятном. Суеверия типа «нельзя есть яблоки до Спаса» постепенно уйдут в небытие, и вера будет жить у людей не только в сердце, но и в уме.

Беседовала Екатерина Щербакова

Читайте также:

Можно ли молитвой о других навредить себе?

 

Цитата дня

«

Вера есть дар благодати.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100