Официальный сайт

Протоиерей Александр Франтовский

Можно ли молитвой о других навредить себе?

Небесная караМногие новоначальные христиане в своё время озадачивались вопросом: обо всех ли можно молиться? А поскольку не всем хватает храбрости со своими вопросами обращаться к священнику, то остаются в голове «заветы» приходских бабушек, доходящие порой до абсурда: нельзя молиться о курящих, о тех, кто крест не носит, о представителях каких-либо политических течений. Сегодня мы решили поговорить о том, можно ли навредить своей душе молитвой о ком бы то ни было. Может ли православный христианин молиться о самоубийце, неверующем или иноверце? На наши вопросы ответил протоиерей Александр Франтовский, настоятель храма сщмч. Климента г. Торецка (Дзержинска).

Молитва — это живое общение с Богом. Молитва о другом человеке — это труд. Молитва о близких — это богоугодное дело и норма христианской жизни, ведь служение Богу и людям должно быть образом жизни православного человека. Главные заповеди Христа какие? — «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37-40). И потому в молитве, прежде всего, должна проявляться любовь. А если так будет, то такая молитва угодна Богу.

Молитву нужно совершать только с любовью! После Воскресения жёны-мироносицы увидели открытый гроб и исходящий оттуда свет. А свет — это и есть Любовь и Бог. В молитве мы ищем этот свет, который будет наполнять любовью наше сердце. Если будем с Богом, то Он услышит наши молитвы и просветит. Будем же молиться от чистого сердца!

Наш долг — молиться обо всех. Церковь призывает возносить молитвы и о крещёных, и о некрещёных, и о заблудших, и даже о тех, кто покончил с собой. Почему? — Потому что они чрезвычайно нуждаются в нашей помощи, особенно если это наши родные. Мы можем их поминать в своей частной молитве.

Самоубийц Церковь не разрешает отпевать — чтобы люди, надумавшие сделать это страшное дело, знали, что она не будет их вспоминать, чтобы они боялись идти против воли Божьей. Ведь в молитве «Отче наш» мы просим: «да будет воля Твоя». Православные люди, становясь на молитву, должны говорить: «Господи, Ты видишь нужды наши, но да будет на всё воля Твоя, дай нам то, что нам будет полезно!» И искоренять во время молитвы гордость, зависть и другие страсти, которые не дают искренне молиться Богу. Когда мы сможем этого добиться, тогда молитва наша будет чиста перед Богом, и тогда Господь скорее будет приходить к нам на помощь.

В некоторых случаях допускается, чтобы о самоубийце молилась и Церковь, но это возможно только по разрешению правящего архиерея, который рассмотрит все обстоятельства произошедшего несчастья. А в частных молитвах (дома или в храме) мы не просто можем, но и должны особенно усердно о них молиться.

И о некрещёных людях — тоже, если хотим нашей молитвой защитить их от всякого зла. А мы, совершая этот труд, это доброе дело, будем уповать, что Господь просветит их сердца, и они придут к вере православной. На самом главном своём богослужении Церковь может молиться только о крещёных. Пусть наша частная молитва помогает им прийти ко крещению, а когда над ними будет совершено это таинство, то мы всей Церковью сможем молиться вместе с этими людьми о самом важном.

Спрашивают, можно ли молиться об иноверцах. Скажу так: нужно! Во время службы мы молимся «о Богохранимой стране нашей, властях и воинстве её». А в воинстве сколько воинов? Среди них есть и мусульмане, и буддисты, и сектанты даже. Церковь молится «о всех и обо всём». Вот во время Евхаристии мы не поминаем всех, потому что это таинство может совершаться только христианами. Перед Чашей мы — богочеловеческий организм: все крещены в единой купели и единым миром помазаны. А в частных молитвах Церковь призывает молиться обо всех.

Каждому Господь даровал жизнь и указал путь Истины. Может быть, сегодня человек иноверец, а завтра станет на путь веры православной. Посмотрев на наши добрые дела, когда-то придёт и в нашу Церковь. Об иноверцах нужно особенно усердно молиться, просить для них здоровья и благости Божьей, потому что они, возможно, ещё только находятся на пути к Богу. Можно и нужно о них молиться и просить, чтобы Господь дал им здоровья крепкого и ту любовь, которую мы сами ищем. И пусть наша любовь будет для них образцом.

Так что молитва необходима, полезна и душеспасительна. Только одна молитва может пойти во вред молящемуся: когда мы становимся и просим у Бога кому-то зла. Когда завидуем. Такая молитва идёт во вред, потому что Господь сказал: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12:15), «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2). А бывает такое, что мы начинаем задавать Богу вопросы: «А почему у него всё хорошо? Ведь он плохой человек!» — и вместо молитвы выясняем, почему Господь кому-то что-то дал. Получается, что мы молимся с гордыней в сердце, а она — большое зло, разрушает нашу душу и ведёт прочь от спасения.

Поэтому всем желаю, чтобы мы бы не только своим видом показывали, что мы христиане, причащаемся у Чаши евхаристической, но и богоугодными, добрыми делами. А молитва пусть пробуждает в наших сердцах веру, любовь и доброту.

Записала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100