Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

19 августа 2016 г.

Митрополит Митрофан: Язык общения с Богом — любовь

Престольный день Преображенского собора ДонецкаВ праздник Преображения Господня Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Донецка совершили митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, митрополит Горловский и Славянский Митрофан и архиепископ Макеевский Варнава, викарий Донецкой епархии. На запричастном стихе митрополит Митрофан обратился к собравшимся с проповедью.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Сегодня мы с вами празднуем Преображение Господне. Это событие произошло за сорок дней до страданий Спасителя в Галилее в месте, которое называется гора Фавор. На эту гору Спаситель поднялся вместе с учениками. И, взяв троих из них — Петра, Иоанна и Иакова, самых ближайших, — молился там усердно. Во время молитвы они стали свидетелями того, что Его вид изменился. Евангелие описывает это такими словами: «просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2).

В это время явились Ему небожители — великие пророки Моисей и Илия, с которыми Он говорил о Своём предстоящем исходе, о том, что Ему надлежит пострадать. И этому свидетелями стали ученики. Но когда закончилось явление, после того, как их осенило облако и был глас из облака: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный», — когда они уже перестали видеть этот Свет и одежды Спасителя такими белыми и светлыми и когда уже не было Моисея и Илии, у них в сердце осталась необыкновенная радость от того, что они пережили.

Мы можем попробовать представить, что осталось в сердце и душе учеников после того, как совершилось само событие, что они почувствовали. Они об этом сказали сами: «Как хорошо нам здесь быть! Давай сделаем здесь три кущи и останемся здесь навсегда» (Мф. 17:4). Как будто бы не нужно сходить вниз с горы, не нужна пища, одежда, не нужно общение больше ни с кем — достаточно только одного присутствия в этом Свете, который они увидели или ощутили рядом со Христом.

Действительно, то, что ученики пережили на Фаворской горе, все последующие поколения христиан, учителя Церкви, богословы, святители, преподобные, мученики назвали явлением Нетварного Света, то есть прикосновением к той Божественной жизни, которая и делает человека по-настоящему блаженным и счастливым. Свет этот назван Нетварным, потому что его источник — не какое-либо творение, солнце или какой-то другой источник света. Сам Бог Свою благодать являет в виде Света.

Свет этот назван Божественным, потому что, хотя мы не можем постичь Бога и прикоснуться к Нему, но Господь посредством благодати даёт нам возможность познавать Его, то есть пребывать вместе с Ним, в общении с Ним, и от этого получать радость, быть блаженными. Ученики — первые люди, которые это пережили. И именно поэтому в сегодняшний день мы молимся всей Церковью и просим: «Да воссияет и нам, грешным, Свет Твой Присносущный». Мы просим, чтобы этот Свет, который засиял на Фаворе, и от которого ученики ощутили необыкновенную радость и блаженство, засиял в жизни каждого из нас.

Можно и по-другому эти слова перевести. Мы точно так же можем сказать: «Господи, я хочу, чтобы моё общение с Тобой было таким же, как учеников с Тобой на горе Фавор». Это будет то же самое, что и сказать: «Да воссияет и нам, грешным, Свет Твой Присносущный».

Неслучайно преображение произошло на горе. Гора — это место, которое всегда особым образом манит человека. С другой стороны, туда не так просто попасть. На гору нельзя подняться, не приложив усилий, не потрудившись. Точно так же и в общении с Богом. Хотя оно — инициатива Самого Творца, Он Сам к нам пришёл для того, чтобы это общение восстановить, и Сам хочет с нами общаться, но нам тоже нужно для этого что-то сделать. Нам нужно что-то предпринять для того, чтобы это общение произошло, как человеку, чтобы взойти на гору, оказаться на её вершине, нужно потрудиться. И этот момент — самый важный.

Церковь и всё, что связано с жизнью духовной, самым главным своим моментом, центром имеет одно важное событие: встречу человека и Бога и возможность общения между Богом и человеком. Если мы хотим, допустим, общаться с иностранцем, поехать куда-то за границу и там разговаривать, нам нужно выучить язык. Без знания языка, обычаев, традиций, без знания того, что каждое слово обозначает, даже если мы очень сильно хотим общаться друг с другом, у нас ничего не получается. Нам надо потрудиться. А какой язык общения с Богом? Как можно научиться общаться с Ним? Какой язык мы должны выучить? Мы должны выучить язык любви, потому что только на этом языке возможно общение между Творцом, Который есть Любовь, и Его творением.

На вершину какой горы нам нужно взойти? Что это за труд, который каждый из нас должен взять на себя? Если мы хотим общаться с Богом, нам нужно научиться любить. Без умения любить общение с Богом для нас будет невозможно. Мы сейчас можем освятить виноград, яблоки, мёд, принести это всё домой и думать, что через это мы приобретём общение с Богом. Но если мы не любим никого, кроме самих себя, если мы не умеем любить ни своих родных, ни близких, ни окружающих, ни тех, кто рядом с нами, ни тех, кто далеко от нас, значит, мы не знаем того языка, на котором нужно общаться с Богом. Значит, когда мы придём к Богу, нам не о чем будет с Ним говорить. Его вечность и то, о чём Он будет говорить нам, будет чужим и недоступным. Только умея любить, научившись любить, мы начинаем чувствовать тот Свет, о котором в сегодняшний день говорит нам Церковь, ощущать ту радость, без которой наша жизнь — неполноценная и ненастоящая.

Для того, чтобы научиться любить Бога, Которого мы не видим, и Который, как нам кажется, далеко от нас, нам нужно научиться любить ближнего — тех, кто находится рядом с нами. Именно об этом говорит апостол, когда обращается к христианам: «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20).

Люди непросты, и мы непросты. Научиться любить человека очень непросто, потому что у человека есть недостатки, эгоизм, между людьми есть непонимание. Преодолеть всё это и значит — взойти на гору. Это и значит научиться любить, увидеть тот Свет, о котором мы сегодня просим. И вокруг каждого из нас ежедневно — тысячи возможностей что-то для этого сделать.

Любить ближнего — это не значит сразу испытывать к нему какие-то чувства и, руководствуясь этими чувствами, что-то для него делать. Когда мы прощаем человеку его ошибки, когда мы поступаем по отношению к нему так, как если бы мы его любили, даже если у нас нет ничего при этом в душе и сердце, это и есть тот шаг в гору, который мы делаем ради того, чтобы научиться любить. Это и есть те уроки любви, которые нам необходимы. И поэтому с благодарностью Богу мы должны принимать всё, что Господь посылает нам в нашей жизни, каждый повод к кому-то проявить любовь, уважение, дружбу, прощение. Это и есть возможность выучить очередной урок, подняться ещё на шаг выше в гору, а значит, и возможность увидеть тот Свет, о котором на сегодня говорит Евангелие.

Если мы будем говорить на разных языках, если мы этому языку не научимся, то все остальные внешние обряды и всё, что мы могли бы использовать для того, чтобы научиться этому языку, нам самой любви не заменит и к общению с Богом тоже не приведёт. Дай Бог, чтобы мы хотели этого общения с Богом и стремились к нему точно так же, как Господь хочет этого общения, и знали, что возможность для этого открыта каждому из нас. Бог этого общения хочет больше, чем мы. Но если и мы этого общения хотим и к нему стремимся, будем помнить, без чего оно невозможно — без любви друг к другу, без милосердия и прощения. Иначе мы будем разговаривать со своим Творцом на разных языках. Аминь.

0

Цитата дня

«

Вошедши в дом Божий, не будем парить умом; напротив того, внутренний человек наш да займётся созерцанием и молитвою.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100