Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

21 февраля 2018 г.

Митрополит Митрофан: Время Великого поста — для перемен

Канон Андрея КритскогоВ среду первой седмицы Великого поста митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в Покровском соборе города Енакиево. После чтения канона владыка обратился к прихожанам с проповедью.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю вас с Великой Четыредесятницей! В сегодняшний день я рад всех вас видеть и молиться вместе с вами высокими и священными словами канона преподобного Андрея Критского. Великий пост начинается с такой высокой ноты. Великий покаянный канон показывает, из чего должен состоять наш подвиг и к чему он должен в конце концов привести.

Пока человек не направит свой взгляд внутрь себя, для того чтобы со своей душой начать разговор о самом главном, его жизнь можно назвать поверхностной, обращённой вовне, только к этому внешнему окружающему миру. Большинство людей живёт, никогда не вспоминая о том, что у них есть душа, и никаким образом не отвечая на те потребности, которые могут у души возникать. Вся жизнь такого человека сосредоточена вокруг естественных потребностей тела. Человеку нужно поесть, привести себя в порядок, ему нужен сон, отдых. Ему нужны развлечения, потому что человек хочет получать радость, удовольствие. Если игнорировать потребности, которые есть у души — общение с Богом, если на них не отвечать, не обращать внимания, они в человеке как бы перестают существовать, и он живёт такой жизнью, как будто бы души у него нет.

Сегодня мы становимся свидетелями разговора со своей душой человека, который всю свою жизнь отдал служению Богу, душу в своей жизни всегда ставил на первое место, никогда не забывал о её существовании, и поэтому ясно видит её ошибки, её болезни и те трудности, с которыми сталкивается человеческая душа на пути к Богу.

Если бы с человеком было всё в порядке, этот разговор бы был не нужен. Если бы душа человека была здорова и не нуждалась во враче, то тогда Великого поста не нужно было бы, и Богу не нужно было бы становиться Человеком и давать нам Своё Тело и Кровь для того, чтобы мы могли, исцелившись от болезней душевных, причаститься во оставление грехов и в жизнь вечную. Из той беседы, которую преподобный Андрей ведёт со своей душой, мы узнаём, что душа человека больна. Она очень часто ошибается, выбирает не то, что ей нужно и полезно, а то, что ведёт её к погибели, и потом от этого страдает.

Мы знаем, что душа человека может находиться в том состоянии, которое хорошо охарактеризовано словом «сон». Даже слова о том, что наступит конец, наступит окончание этой временной жизни, тело со всеми его потребностями останется здесь, и с чем же ты, душа, пойдёшь к Богу, не могут её разбудить. Она продолжает спать, и преподобный Андрей скорбит об этом. Мы несколько раз подряд обращаемся к своей душе с этими словами: «Душа, что же ты спишь, когда же ты встанешь? Ведь конец приближается, и ты смутишься! Ну хотя бы вот сейчас, давай, встань, чтобы пощадил тебя Христос Бог».

Мы узнаём о том, что даже тогда, когда человеку кажется, что он служит Богу, эта служба может быть Ему неугодна. Преподобный Андрей приводит такие примеры, когда нечистая жизнь соединена была с действиями, которые можно было назвать богослужением: Офни и Финееса, неправедных сыновей священника, Господь отринул и не принял их жертву.

Всё, что происходило в истории и с праведниками, и с грешниками, о которых вспоминает преподобный Андрей, по сути, повторяется и в жизни каждого человека. Есть периоды в нашей жизни, когда мы на каждого из них бываем похожи. И ответ на все эти ошибки, на все эти заблуждения, на всё то, что происходит с нашей душой и в чём она бывает неправа, только один — «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», как искреннее обращение к Богу с просьбой о помощи и о благословении, потому что, как показывает опыт, человек сам свою душу исправить и исцелить не может.

Для того чтобы в душе что-то изменилось, нужен Врач, Который её исцелит, нужно, чтобы благодать Божия её коснулась. И я в сегодняшний день от всей души поздравляю вас с тем, что вы находитесь в том месте, где каждый из нас может получить прикосновение этой благодати и где душа наша может исцелиться, где мы можем измениться и стать другими.

Поздравляю вас с тем, что вы поняли, что это нужно каждому из нас, что вы сегодня готовы этому уделять время, что вы ради этого готовы оставлять все свои дела, приходить в храм Божий и вместе с преподобным Андреем вести священную беседу со своей душой, которая нуждается в помощи, и с Тем, Кто ей может помочь, Кто может её исцелить — с нашим Создателем и Богом.

Не надо удивляться тому, что что-то в нашей жизни не получается, что мы не можем сразу измениться и, выходя из храма, сразу стать святыми. Это процесс, который происходит постепенно. Человек меняется действием благодати Божией и теми усилиями, которые он прилагает, чтобы благодать Божия вошла в его жизнь.

Конечно, мы сегодня слышали и о мгновенных переменах, которые происходят в жизни человека. Мария Египетская в храм шла одним человеком, и вообще просто за компанию с остальными людьми, не совсем даже понимая, что она там делать будет — но точно она не шла каяться, о душе думать, исправлять свою жизнь. Благодать Божия так коснулась её сердца, что она уже из храма отправилась не туда, куда она собиралась, и не с теми планами, которые у неё были, а в пустыню, и там дальше продолжила свой человеческий подвиг борьбы с теми страстями, которые в её сердце жили. В этом подвиге она очень много пострадала и претерпела. Не все так могут — и это тоже не повод для уныния. Это только пример, который, наоборот, должен вдохновлять нас. Он показывает, что настоящее покаяние состоит в перемене жизни, и что в храме есть тот источник живой воды, та целительная сила, которая очень много может поменять в жизни каждого из нас.

Нам, христианам, очень важно сохранить в себе способность меняться, то есть видеть то в своей жизни, что нуждается в переменах. Очень часто мы искажённым зрением хорошо замечаем, что нужно переменить в жизни окружающих нас людей. Мы хорошо видим, что нужно переменить в жизни наших родных, близких, родителей, детей, супругов, соседей, сослуживцев. Но гораздо меньше мы видим то, что нужно переменить в нашей собственной жизни. Это одна из наших духовных болезней, о которых и Спаситель говорил, и которыми страдает, к сожалению, в большей или меньшей степени каждый из нас.

Способность обратить взгляд на самого себя, снаружи внутрь, и увидеть, что в своей собственной жизни нужно поменять — это и есть тот двигатель, тот мотор, который заставляет нас идти вперёд, продолжать трудиться, не останавливаться на месте. Если нам в какой-то момент нашей жизни показалось, что менять уже ничего не нужно, что мы уже чего-то достигли, к чему-то пришли, это признак не святости и безгрешности, а того, что мы потеряли способность видеть свои грехи.

Один из плодов действия благодати Божией в человеке, по свидетельству святых подвижников благочестия, которые гораздо дальше нас прошли по этой дороге, состоит в том, что приближаясь к Богу, начинаешь видеть те грехи, которых раньше никогда не замечал. Начинаешь в своей жизни видеть такие ошибки, которые раньше и за ошибки не считал, начинаешь исправлять в своей жизни то, что тебе нормой казалось, и ты привык уже так жить и даже на это никогда не обращал внимания. Если мы что-то в своей жизни увидим, чего раньше не замечали, и начнём с этим бороться, это не в уныние должно приводить, а, наоборот, может свидетельствовать о том, что ещё какой-то шаг мы сделали на том пути, который приводит душу к общению с Богом.

Конечно, можно вообще никуда не идти и ничего не делать, ни над чем не трудиться, и оставить свою жизнь такой, какая она есть сейчас. Но человек, побывав однажды в горах, несмотря на все трудности, с которыми связан подъём в гору: риск для жизни и множество правил, которые нужно при этом соблюдать, чтобы не разбиться и не погибнуть, — снова и снова хочет в горы подняться.

Если мы попробуем что-то в жизни поменять, мы обязательно поднимемся на свою гору, то есть обязательно увидим и почувствуем то, чего в нашей жизни ещё никогда не было. Это невозможно описать словами, потому что Евангелие — не рассказ о том, что нужно и чего не нужно делать, а погружение в некий опыт жизни. Если ты так живёшь, то твоя жизнь становится совершенно другой.

Если мы с вами попробуем жить по Евангелию, то нам обязательно захочется идти дальше. Нам точно не захочется уже возвращаться туда, где мы были раньше. Нам точно захочется сделать ещё один шаг вперёд и ни в коем случае не делать шага назад, потому что это дорога, которая ведёт к общению с Богом и к жизни с Ним. На этом пути человек получает настоящую радость и настоящее блаженство.

Дай Бог, чтобы каждый из нас опыт жизни по Евангелию приобрёл, чтобы сроднился с этим опытом душой и сердцем, чтобы мог этим опытом и этой жизнью поделиться с теми, кто находится рядом, и позвать их за собой. Но это произойдёт только тогда, когда, глядя на нас, люди увидят в нашей жизни те перемены, которые с нами произошли, потому что мы идём по этой дороге.

Видимым знаком этих перемен будет любовь, радость на лице, доброжелательное отношение окружающим, способность проявлять любовь к тем людям, которые находятся рядом с нами. Мы не только сами будем радоваться и иметь блаженство оттого, что что-то в нашей жизни изменилось, но и людям, которые рядом с нами, будет намного легче. И это будет заметно не столько нам, сколько тем людям, которые находятся рядом с нами.

Время Великого поста — для этого пути, для этого подъёма в гору, для этой попытки изменить и исправить что-то в своей жизни, для разговора с душой, для того, чтобы её поставить на первое место, где она всегда и должна находиться.

Дай Бог, чтобы у нас всё это получилось, чтобы каждый из нас потрудился и приложил какие-то усилия, чтобы по этой дороге пройти. Впереди у нас с вами и весь Великий пост, и Страстная неделя, и праздник Пасхи, Светлое Христово Воскресение. Сегодня мы делаем те шаги, которые в эту радостную, светлую ночь помогут нам пережить нечто такое, чего в нашей жизни ещё не было. Дай Бог, чтобы так и произошло с каждым из нас!

Со Святой Четыредесятницей вас всех поздравляю! Мира вам, Божия благословения, помощи Божией в Великом посту! Пусть Господь каждому из вас помогает Своей милостью, Своими щедротами и Своей благодатью! Храни вас всех Господь!

Цитата дня

«

Не будем прилагать забот о памятниках, о гробницах — вот превосходнейшая гробница: объяви <умершего> имя, всем прикажи совершать за него молитвы и прошения; это умилостивит Бога.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100