Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

15 января 2017 г.

Митрополит Митрофан: Время не имеет той власти, которую имеет Бог

Серафимовский храм в СлавянскеВ Неделю 30 по Пятидесятнице, перед Богоявлением, день преставления и второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Серафимовском храме Славянска. По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Эти святые дни мы называем святками, потому что по мысли богослужебного устава это один длительный период празднования Богоявления, пришествия в мир Спасителя, подобно тому, как Светлая седмица — один большой день празднования Пасхи. Церковь с радостью встречает это событие и торжественно его прославляет, потому что это очень важно для каждого её члена, для каждого верующего человека.

Человек не может жить без надежды, без цели и смысла жизни. Когда мы цель и смысл жизни определяем какими-то временными земными вещами, мы понимаем, что мы можем ошибиться, обмануться, и настоящими целью и смыслом жизни рано или поздно может оказаться совсем не то, что мы для себя считали.

Для школьника цель — сдать экзамен. Кто-то кроет крышу, и ему нужно успеть закончить работу, пока не начался дождь. Земледельцу нужно успеть собрать урожай. Торговцу — успеть продать товар до того, как он испортится. Эти цели будут меняться всю жизнь, и смыслом жизни они стать не могут. Они не могут стать той целью, ради которой человеку стоит жить. А жить без цели и смысла человеку невозможно. Человек такое существо, что они ему необходимы.

В день Богоявления, в период святок Церковь рассказывает нам о том, что для каждого из нас может стать смыслом жизни при условии, если мы свободно, добровольно согласимся свою жизнь посвятить Христу, следованию за Ним. Церковь предлагает каждому из нас, и верующим, и неверующим, чтобы мы смыслом своей жизни избрали Христа и следование за Ним. Именно для этого Он пришёл на землю — чтобы стать смыслом жизни для каждого из нас, стать целью нашего бытия.

Ведь когда Христос родился, Он родился не только для верующих людей, не только для небольшого числа тех, кто Его ждал. Даже среди избранного народа, среди знати, интеллигенции, учителей, книжников и фарисеев, было очень мало тех, кто Его понял, принял и пошёл за Ним. И родился Он не в центре вселенной, а на задворках империи, в небольшом городке Вифлееме. Это никакая не столица — село, деревня, и до сегодняшнего дня он так выглядит. Он родился и не в каком-то известном месте, а в пещере, куда пригоняли скот.

И Крещение Он пришёл принимать не на самую большую реку в мире, а на Иордан, который и сегодня небольшой, и тогда таким был. Вода в Иордане мутная и берега какой-то выдающейся красотой не отличаются. Это не самая красивая река, не самая большая и не самая чистая. Но Господь приходит именно на Иордан для того, чтобы принять Крещение, как пришёл Он в Вифлеем.

Почему так происходит? Зачем это делает Господь, если Он мог креститься в самом глубоком и чистом озере или родиться в самой выдающейся столице мира? Потому что Он хочет сказать, что Он пришёл не к кому-то отдельно — и не только к праведникам, и не к самым лучшим людям, а ко всему роду человеческому, ко всем нам.

Каждый из нас — Его чадо. Все мы Его дети. Он хочет, чтобы за Ним последовало не малое число избранных, а весь род человеческий. И Он этот род человеческий возглавляет как Первый среди рождённых, как Сын Божий, ставший Сыном человеческим. Это очень важно, и именно поэтому мы так торжественно празднуем все эти дни.

Если мы будем праздник Рождества воспринимать просто как внешнее выражение каких-то событий — думать, как здорово нарядить ёлку, найти под ней подарки, спеть песни, колядки, которые мы все любим, в гости друг к другу пойти, друг друга поздравить, сказать: «С Рождеством!», — то Рождество окажется всего лишь одним из праздников, одним из событий в ряду других.

Рождество бы ничем не отличалось от Нового года, если бы рядом с этим словом мы не ставили имя Того, Чьё рождение мы празднуем. Если бы мы не знали, что именно Его имя даёт смысл нашей жизни, освящает всё, что мы делаем, даёт нам надежду на жизнь вечную. Мы празднуем не просто один из праздников, а Рождество Христово, и себя называем Его именем — христианами, последователями и учениками Христа.

Человек, осознающий и называющий себя христианином — это не тот, кто вокруг ёлки водит хороводы и поёт колядки, а тот, кто следует за Христом, для кого Христос стал смыслом его существования. Хотите увидеть настоящего христианина? Вот вам пример — преподобный Серафим Саровский и такие, как он, святые угодники Божии. Они учат нас подражать им и следовать за Христом так, как следовали они.

Почему Христос для нас смысл жизни? Потому что только во Христе и через Христа, только в Церкви и через Церковь с каждым из нас лично происходят те перемены, которые делают нас настоящими людьми, по-настоящему счастливыми. Ничто другое человека поменять не может. Абсолютно ничто и никто.

Нет никакой силы в мире, которая способна изменить человека, кроме благодати Божией, которая из Савла сделала Павла, из гонителей — последователей, из блудницы Марии Египетской — преподобную. Это сила Божия, которая и нас сегодня собирает в храмы, которая становится смыслом нашей жизни. Это то, о чём проповедовал святой пророк Иоанн Предтеча, говоривший, что именно поэтому мы должны идти за Христом — чтобы измениться, стать другими. Христос даёт нам благодатную силу для этих перемен через Церковь и в Церкви.

Мы друг друга совсем недавно поздравляли с Новым годом и говорили: «2016-й закончился, теперь начался 2017-й, и всё будет по-другому». Но мы сами в это не верим. Мы знаем, что это не так. Время само по себе ничего не меняет. Оно не имеет той власти, которую имеет Бог. Христос может нас поменять. А как нас может поменять время, секундная или минутная стрелка? Если мы сами этого не захотим, если мы сами не последуем за Христом и не попросим у Него той благодати, которая способна всех нас изменить, этого никогда не произойдёт. И только одна Церковь эту благодать имеет.

Наверное, поэтому против Церкви и на Церковь восстаёт всё и всегда — все силы ада, какие только могут быть. То она не того Патриархата, то язык не такой, то христиане не такие, то священники не такие, то ещё кто-то не такой. Ведь сегодня Церковь — это все мы с вами, начиная от священнослужителей и заканчивая мирянами, которые стоят в притворе. Мы можем быть слабыми и несовершенными. Но Церковь — это не только те, кто стоит сейчас здесь, в храме.

Церковь — это и преподобный Серафим Саровский, которому мы молимся, и святой апостол Павел, и преподобная Мария Египетская, и святой великомученик и целитель Пантелеимон, и святой праведный Иоанн Кронштадтский, и все святые новомученики и исповедники. Мы все вместе объединены в единое Тело Христово, и наш глава — это Христос. В Церкви Господь даёт благодать для перемены каждого человека. Через Церковь каждый человек получает благодать.

Нам сегодня говорят, что Церковь как-то плохо влияет на народ. Я ни разу не слышал, чтобы кто-то упрекнул телевидение, что оно плохо влияет. Телевидение у нас хорошо влияет. Его никто не упрекает, не обижает, наоборот, говорят, что журналисты — это самые уважаемые люди, хоть они и врут на каждом шагу, не стесняясь. А на Церковь восстают и говорят, что Церковь плохая, она не так всё делает, от неё все проблемы.

Через телевидение человек не изменится, и через газету, через интернет тоже. А через Церковь Бог подаёт благодать людям. Поэтому диавол восстаёт не против телевидения, а против Церкви. И мы с вами сегодня благодарны Богу, что, несмотря ни на что, каждый из нас остаётся членом Церкви, частью Тела Христова, что мы приходим сюда для того, чтобы воспринять благодать от Бога, и нам Господь эту благодать подаёт не по нашим заслугам, а по Своей великой любви и милости. И мы благодарны Богу, что вместе с нами часть Церкви — и преподобный Серафим Саровский. Мы верим в его молитвы, и что он слышит нас и будет рядом с нами, будет помогать нам, если мы захотим преобразить нашу жизнь. Благодать Божия посылается не только по нашим молитвам, но и по молитвам святых угодников Божиих.

Вот почему нам так важно собираться каждый воскресный день вместе во время Божественной литургии, быть участниками таинств церковных, причащаться Святых Тела и Крови Христовых, слышать Слово Божие и видеть, что мы вместе, чувствовать, что рядом стоит такой же, как и я, христианин, который, подобно мне, следует за Христом и тоже хочет измениться и стать лучше.

Дай Бог, чтобы это чувство никогда не пропадало из нашей души и сердца, чтобы крепкая вера и взаимная любовь друг к другу объединяли нас и делали нас единой большой семьёй, семьёй христианской, чтобы, осознавая себя частью Тела Христова, смысл и цель своей жизни мы видели в следовании за своим Главой и Спасителем — Господом нашим Иисусом Христом. Милость Божия пусть пребудет со всеми вами!

С праздником всех поздравляю!

Цитата дня

«

Терпящих обиды защищает Бог.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100