Официальный сайт

06 января 2020 г.

Митрополит Митрофан совершил всенощное бдение с литиёй в канун Рождества Христова

Канун Рождества ХристоваВ канун праздника Рождества Христова митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил всенощное бдение с литиёй в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужило духовенство соборного храма.

По окончании богослужения для прихожан звучали колядки в исполнении хора духовенства собора, младшего и юношеского хоров воскресной школы «Росток» под руководством регентов Анны Стёпиной и Ольги Ильчук. Митрополит Митрофан поздравил горожан с наступающим Рождеством Христовым. Владыка пожелал, чтобы дни празднования Рождества Христова проходили в чувстве радости и благодарности Богу:

«Эта святая ночь, ночь Рождества, наполняет сердце особой благодарностью Богу и теплом, потому что мы осознаём, что Бог — это не чужое, далёкое существо, которому всё равно, что с нами, где мы и какой будет наша судьба, а родной Отец, Который становится одним из нас для того, чтобы подарить нам не что-то временное и на короткий срок, а вечное и навсегда — свою любовь и ту вечность, которую Он хочет разделить с каждым из нас. Мы не случайно говорим о том, что с нами Бог, потому что если представить себе обратное — что каждый из нас песчинка во вселенной или одна часть из очень многих, которые были до нас и которые будут после нас, — тогда вопрос о том, зачем всё это, становится той стеной, о которую может разрушиться всякое счастье и всякая надежда.

Мы сегодня понимаем, что наша жизнь не бессмысленна, что бытие в этом мире каждого из нас — это не пустой случайный звук, что во всём этом есть великий смысл, отец и автор которого — Творец и Создатель этого мира. Суть этого творения — Его любовь к каждому из нас. Осознание того, что Бог с нами, делает нашу жизнь осмысленной, наполняет наше сердце радостью, даёт нам великую надежду на то, что и хорошее, и плохое происходит с нами неслучайно. И приведёт всё это в конечном итоге туда, где Он и хотел, чтобы мы были: в Его дом и наш дом, в ту вечность, в которой Он пребывает, и хочет, чтобы были и все мы».

 

Икона РождестваВ первые три века жизни Новозаветной Церкви Рождество Христово отмечалось вместе с Крещением. Общий праздник назывался Богоявление и был посвящён воспоминанию событий прихода Спасителя в мир и Его выхода на проповедь после крещения в Иордане. Помимо праздника Богоявления в Церкви существовали лишь два — Воскресения Христова и Пятидесятницы.

В противовес шумным языческим празденствам, в эти дни строго держался пост. Оглашенные (наставляемые в вере) в вечер накануне этих трёх дней года принимали таинство Крещения. До сих пор на пасхальной, рождественской и крещенской литургиях мы слышим крещальное песнопение «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» и видим белые богослужебные облачения, напоминающие об этом.

Двойному значению праздника Богоявления способствовало распространённое в то время мнение, что Господь крестился во Иордане в день Своего Рождения. Мнение это основано на стихе Евангелия от Луки, где говорится, что, начиная Свое служение, «Иисус<…> был лет тридцати» (Лк. 3:23). Сам праздник Богоявления изначально совершался шестого числа первого месяца года.

О дате Рождества в то время велись споры, поэтому изначально дата празднования была выбрана символически. В шестой день первого месяца первого года, начиная от сотворения мира, согласно книге Бытия, был создан первый человек — Адам. Время рождения Христа, нового Адама, поэтому также отмечалось в день, когда был сотворен Адам ветхий, то есть 6 января — первого месяца года. По старому стилю и сейчас в Православной Церкви в этот день празднуется Богоявление.

Как и Пасха, событие Рождества Христова вспоминалось в Церкви каждый воскресный день, а также в другие дни, при совершении Проскомидии (во время которой жертвенник символизирует вертеп, дискос — ясли, звездица — Вифлеемскую звезду, отсюда и название; Чаша, кадильница и фимиам — дары волхвов, а молитвы и славословия — поклонение Младенцу), на раннехристианских Агапах («Вечерях любви», во время которых совершалась Евхаристия). О Рождестве говорилось в проповедях, вместе с Благовещением поклонение волхвов Младенцу Христу было самым распространенным сюжетом иконописания первых веков.

В катакомбах с I века встречалась и восьмиконечная вифлеемская звезда, нередко её помещали над образом Пресвятой Богородицы и на изображениях Крещения Господня .

После окончания эпохи мученичества в конце ІІІ — начале ІV века у Церкви появилась возможность отмечать праздники более торжественно. Постепенно исчезает пост в эти дни. В IV веке в Палестине Богоявление празднуется целых восемь дней.

В богослужебной жизни Церкви, которой теперь не надо было скрываться в катакомбах, появляется большее число празднуемых событий. Праздник Рождества Христова постепенно отделяется от Богоявления, за последним сохраняется смысл праздника Крещения. Раньше всего это происходит в Римской Церкви, в 337-352 годах. Дата Богоявления сохраняется прежней — 6 января, а для праздника Рождества Христова устанавливается особый день.

Незадолго до 6 января, а именно 25 декабря, язычники отмечали день зимнего солнцестояния, известный как Natalis Invicti — «рождение непобедимого (солнца)». Желая искоренить языческие традиции, связанные с этим днём, среди новообращённых христиан, Церковь постановила отмечать 25 декабря рождение Спасителя мира, противопоставив это событие «рождению» языческих богов.

Примечательно, что в Александрии в этот день был языческий праздник Кикелий, в римском календаре Филокала праздновался день рождения императора, считавшегося одним из богов. 25 дня месяца тевет (декабрь) в Израиле отмечалось обновление Храма. Всё это послужило тому, что праздник Рождества Христова во многих областях стал совершаться именно в этот день.

Аргументом в пользу того, что действительное событие рождения в мир Спасителя случилось именно в этот день, служит недавно открытая часть комментария святого Ипполита Римского на книгу пророка Даниила, составленного в ІІІ веке, где есть замечание: «Первое явление Господа во плоти, при котором Он родился в Вифлееме, произошло 25 декабря в среду, в 42 г. Августа, от Адама в 5500 г.».

До сих пор службы Рождества и Крещения Господня похожи. Дни между ними — праздничные и именуются святками (святыми днями) — отголосок того, что некогда они составляли одно празденство явления Бога в мир.

Фото протодиакона Михаила Ильчука

Цитата дня

«

Чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100