19 июня 2021 г.
Митрополит Митрофан совершил всенощное бдение с литиёй в Троицком храме Доброполья
В канун праздника Святой Троицы митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил всенощное бдение с литиёй в храме города Доброполье, который завтра отметит престольное торжество. Правящему архиерею сослужили епископ Добропольский Спиридон и епископ Константиновский Паисий, викарии Горловской епархии, благочинный Иово-Почаевского и Торецкого округов протоиерей Вадим Ильчук, благочинный Николаевского округа в Константиновке протоиерей Андрей Чичеринда, настоятель — благочинный Добропольского округа протоиерей Леонид Доценко, а также клирик храма протоиерей Максим Федоряченко.
Перед началом всенощного бдения у входа в храм архиереев встретили воспитанники воскресной школы.
По окончании богослужения митрополит Митрофан обратился ко всем присутствующим с кратким архипастырским словом:
«Поздравляю всех вас с преддверием великого праздника — дня Святой Троицы! Ученики, собравшись в Сионской горнице, впервые ощутили на себе и увидели друг на друге в виде огненных языков особое действие благодати Всесвятого и Животворящего Духа. Увидели исполнение того обещания, которое когда-то дал Господь им ещё в Гефсимании: „Когда придет Утешитель — Дух истины, которого Я пошлю к вам и который исходит от Отца, Он будет свидетельствовать обо Мне“ (Ин. 15:26).
Этот день справедливо считается днём рождения Церкви, потому что без действия благодати Духа Святого, одними человеческими усилиями невозможно преображение человека и изменение его жизни. Невозможно, чтобы человек из грешника стал праведником, чтобы человек отказался от греха и обратился к Свету. Дух Святой эту перемену производит в человеке, даёт ему силу жить праведно и благочестиво, вразумляет совершать дела, подобные тем, которые совершали апостолы и святители, мученики и преподобные — те, кого мы считаем украшением Церкви, её лучшими сынами и дочерями.
Мы сегодня с вами тоже в Сионской горнице — в этом святом храме. Мы тоже пришли сюда, чтобы получить от Бога дар Духа Святого. Мы пытаемся себя сравнить с первыми христианами и спрашиваем, почему мы не видим сейчас над головами друг друга тех огненных языков, которые видели они. Неужели Духа Святого больше нет в Церкви?
Если бы мы так сказали, то мы бы совершили большую ошибку. Первых христиан Господь посылал на великий подвиг проповеди Евангелия по всему миру, их жизнь закончилась мученически, а провели они её в страданиях и лишениях. Мы же чаще всего приходим к Богу, чтобы устроить свою жизнь как можно более комфортно и уютно — для многих это самые первые просьбы, самый первый опыт отношений с Ним. Большинство людей чаще всего о Боге вспоминает тогда, когда им что-то от Него нужно. Мы часто просим у Него помощи в делах житейских, совсем забывая, что мы призваны к благодати Духа Святого: вести жизнь иную, отличную от жизни мирской — праведную и благочестивую, наполненную великим смыслом, которая приведёт нас к единению с Богом.
Если бы Дух Святой не пришёл к каждому из нас и не коснулся наших сердец, не было бы сегодня здесь ни нас — людей в рясах, ни вас — людей, которые стоят в храме. Каждый из нас в какой-то момент своей жизни уже ощутил этот призыв — всесвятую животворящую благодать в своём сердце. Каждого из нас или искоркой, или языком пламени благодать коснулась, чтобы мы сегодня стояли здесь, радуясь тому, что мы — члены Святой Матери Церкви. Каждый из нас в определённый момент своей жизни ощутил радость от осознания того, что мы можем быть с Богом, а Господь может приходить к человеку и касаться его сердца.
В этот день, несмотря на то, что над нашими головами нет огненных языков, мы — такие же ученики Христовы, как и те, кто впервые эту благодать получил в день Пятидесятницы. Мы просим у Бога той же силы, которая нужна, несомненно, каждому из нас. Мы просим у Него просвещения и вразумления нашему уму и сердцу. Мы просим у Него духовных сил, чтобы укрепилась наша воля делать добро и противостоять злу. Мы просим Его, чтобы Он был нашим отцом и учителем, показывая нам путь и в этой жизни, и открывая нам вечность.
Я всех вас поздравляю с праздником! Всем желаю небесной духовной силы, которую мы называем благодатью Духа Святого, которая бы помогала нам быть подлинными учениками Христовыми!»
Фото Валерия Метелицы
Вечером накануне праздника Святой Троицы (Пятидесятницы) впервые после Пасхи поётся стихира «Царю Небесный…», которая затем будет читаться в начале каждого молитвословия, будь то храмовое богослужение или домашнее молитвенное правило.
В этой молитве мы молимся Святому Духу — Третьему Лицу Святой Троицы. Мы называем Его Царём Небесным, потому что Он, как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром. Утешителем — потому что Он утешает нас в наших скорбях и несчастиях. Духом истины (так назвал Его Сам Спаситель) — потому что Он, как Дух Святой, учит всех истине, правде, только тому, что для нас полезно и служит к нашему спасению.
Он везде находится и всё Собою наполняет. Он — сокровище благих, то есть источник всего хорошего, что только нужно иметь. Мы называем Духа Святого жизни Подателем, потому что всё в мире получает от Него жизнь — а люди получают и жизнь вечную.
Мы обращаемся к Нему с просьбой: «Приди и поселись в нас», то есть постоянно пребывай в нас, как в Своём храме, очисти нас от всякой скверны, то есть греха, сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания, и спаси наши души от грехов и через это даруй нам Царство Небесное.