Официальный сайт

31 марта 2019 г.

Митрополит Митрофан совершил общегородскую пассию в Богоявленском кафедральном соборе

Общегородская пассияВ вечер третьей Недели Великого поста митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил пассию с чтением акафиста Страстям Христовым в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили секретарь епархии протоиерей Владимир Туренко, благочинный Богоявленского округа протоиерей Сергий Книгницкий, благочинный Енакиевского округа протоиерей Алексий Суетин, благочинный Шахтёрского округа протоиерей Богдан Ильчук и духовенство Горловки.

После чтения Евангелия владыка обратился к горожанам с проповедью, в которой дал совет, как преодолеть любые трудности и испытания:

«Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Среда следующей недели — это середина поста, и все, кто решился идти по этой дороге, уже ощущают, что это не так просто. Слабые устают раньше, более сильные — позже, но устают все. Рано или поздно чувство усталости, когда тяжело не только физически, но и морально, приводит человека к тому, что ему хочется всё бросить и вернуться туда, откуда он вышел.

Мы помним, как устали иудеи идти по пустыне и начали роптать на своего вождя Моисея, который повёл их из рабства в Землю Обетованную. Они пошли за ним добровольно, потому что их манил вкус свободы, самостоятельной жизни. Моисей не заставлял их уходить из Египта, они с радостью оставили это место. Но потом, когда устали, эта радость сменилась унынием и отчаянием, и они начали говорить: «Лучше бы мы остались там, где мы были, и вдоволь ели бы то, что было в Египте».

Устал и Спаситель, когда был на Кресте, терпя муки ради нашего спасения. Он оказался в той точке, где человек чувствует себя максимально оставленным Богом. Мы слышали эти слова, сказанные с Креста, о которых упоминают все евангелисты: «Боже мой, Боже мой, зачем Ты меня оставил?»

Бывает, что нам тоже хочется сказать эти слова, когда мы переживаем какую-то скорбь, когда нам тяжело и трудно, когда мы устали и когда нам кажется, что даже Богу нет дела до того, что происходит в нашей жизни — настолько мы чувствуем себя одинокими, брошенными и никому не нужными. И вот когда человеку приходится сталкиваться с таким непростым испытанием, нужно знать, где искать силы для того, чтобы идти дальше.

Церковь предлагает нам вспомнить крестный подвиг Спасителя, вынося Крест посередине храма, торжественно его почитая, для того чтобы мы помнили, что Бог может быть источником силы для изнемогающего. Бог может дать силу тогда, когда кажется, что её взять неоткуда. Мы привыкли, что физическую силу нам даёт пища, вода и отдых, но ещё большим источником силы для человека может стать Бог. Дни постного воздержания призывают к тому, чтобы мы это ощутили, поняли и, приобретя этот опыт, могли преодолевать все непростые жизненные обстоятельства, с которыми нам приходится сталкиваться.

Жизнь каждого человека — это дорога. И христианский подвиг, за который каждый из нас взялся, — это тоже путь. И нет ничего хуже, чем, пройдя половину этого пути, бросить трудиться только потому, что устал, перестать идти дальше, потому что кажется, что уже больше нет сил. Нужно попробовать в этот момент все свои надежды, все свои мысли, всё своё сердце отдать Богу и у Него попросить силы. Бог обязательно ответит на эту просьбу. Мы обязательно почувствуем в самих себе те силы, которые нам нужны для того, чтобы продолжать трудиться дальше и идти к намеченной цели. Если мы говорим о днях поста — это праздник Пасхи. Если мы говорим обо всей нашей жизни, то наша цель — прийти к Богу и к жизни вечной.

Нам нужно научиться обращаться к Богу тогда, когда нам тяжело. Нужно научиться у Него просить силы и не бросать делать то, что мы делаем, как бы тяжело нам ни было и каким бы безнадёжным не казалось то дело, которое мы делаем ради Бога и ради спасения нашей души. Пусть Господь каждому из нас в середине поста даст силы с ещё большим усердием продолжать этот путь и прийти к празднику Светлого Христова Воскресения. А если говорить обо всей жизни — не унывать от тех обстоятельств, которые окружают нас, а помнить, что Бог даёт силу, и эта сила может сделать человека счастливым даже когда он идёт по пустыне. Эта сила может наполнить его радостью, а жизнь — смыслом даже тогда, когда вокруг, кажется, нечему радоваться и нет никакой надежды. Дай Бог, чтобы эта сила, к которой мы прикасаемся через поклонение Честному и Животворящему Кресту, наполнила нас всех изнутри, а нашу жизнь наполнила смыслом. Храни вас всех Господь!»

Пассия — особое великопостное богослужение, за которым звучит акафист Страстям Христовым и читаются главы Евангелия, повествующие о страданиях Спасителя. В богослужение пассии также входят песнопения Страстной седмицы.

Само слово «пассия» означает «страдание» в переводе с латыни. Однако латинское влияние на чин пассии ограничивается только её названием. Дело в том, что это самое позднее богослужение по времени возникновения. Оно появилось в XVII веке, когда западное влияние на нашу культуру было очень сильным.

В своём же содержании это православное богослужение, составленное митрополитом Киевским Петром (Могилой), ныне причисленным к лику святых. Акафист Страстям Христовым, читаемый за ним, был составлен ещё позже — в XIX веке. Он принадлежит перу «русского Златоуста» архиепископа Херсонского Иннокентия (Борисова).

В течение Великого поста пассия совершается четыре раза, обычно в вечер второго, третьего, четвёртого и пятого воскресных дней. Каждый раз за пассией читается одно из четырёх Евангелий, по порядку их следования в Священном Писании.

По традиции, на протяжении всего богослужения молящиеся стоят с зажжёнными свечами, а по его окончании совершают земные поклоны перед Распятием.

Смысл пассии — сопереживание вместе со Христом последних дней Его земной жизни и Его крестной смерти. Задолго до Страстной седмицы богослужение пассии позволяет нам прожить и прочувствовать эти дни.

Фото протодиакона Михаила Ильчука

Цитата дня

«

Чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100