28 марта 2021 г.
Митрополит Митрофан совершил литургию в Николаевском храме Лимана
В Неделю 2 Великого поста, памяти свт. Григория Паламы, архиепископа Солунского, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию свт. Василия Великого в Николаевском храме города Лиман. Ему сослужили епископ Добропольский Спиридон, секретарь епархии протоиерей Владимир Туренко, благочинные: Лиманского и Александро-Невского округов архимандрит Паисий (Шинкарёв), Богоявленского округа в Горловке протоиерей Сергий Книгницкий и настоятель храма протоиерей Сергий Киркач.
По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился архимандрит Паисий (Шинкарёв). Он раскрыл суть учения святителя Григория Паламы о благодати Божией:
«У нас есть возможность в соработничестве с Богом трудиться над своей душой. Его благодать нас укрепляет. Когда мы, как апостолы некогда, стоим в недоумении и обращаемся к Богу: „Кто же может спастись? Кто же может измениться? Кто же может прийти к истинному покаянию?“, — Христос нам спокойно отвечает: „Невозможное человеку Богу возможно“».
По окончании богослужения митрополит Митрофан обратился к собравшимся с архипастырским словом. Владыка отметил, что многие считают, будто аскетика создана только для монахов, и в дни Великого поста не идут дальше некоторых пищевых ограничений. Он напомнил, что изначально в Церкви не существовало разделения на монахов и мирян, поскольку институт монашества возник позже. Жизнь христиан в миру никогда не была помехой для борьбы со страстями, молитвы и частого участия в таинствах. К этому идеалу призваны стремиться и все православные христиане сегодня.
Фото протодиакона Михаила Ильчука
Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в XIV веке в Малой Азии. Во время турецкого нашествия его знатные родители бежали в Константинополь, где Григорий воспитывался при дворе императора, а его отец служил сановником. После смерти отца император Андроник II Палеолог лично взял на себя воспитание Григория и дал ему блестящее образование.
Когда юноше исполнилось двадцать лет, император надеялся, что тот поможет ему в управлении государством, но внезапно Григорий ушёл на Святую Гору Афон и стал монахом в монастыре Ватопед. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал своё духовное покровительство. Мать Григория вместе с его сёстрами также приняли монашество.
Вскоре афонские монахи вынуждены были бежать в другие монастыри из-за нашествия турок. Григорий поселился в Солуни (нынешние Салоники), где вскоре стал священником. Своё пастырское служение он совмещал с жизнью отшельника. Вернувшись на Афон, он посвятил себя написанию богословских трудов, которые поставят его в ряд наиболее значительных вселенских апологетов Православия и принесут ему известность учителя исихазма — практики внутренней Иисусовой молитвы.
В 1341 году Константинопольский Собор принял учение святителя Григория Паламы о том, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих Своим нетварным Светом, каким сиял Он на Фаворе. Однако у этого учения нашлись противники. Не в силах победить сторонников исихазма словесными аргументами, они оклеветали святителя Григория Паламу перед императором, обвинив его в подготовке бунта. Три года святой провёл в темнице.
После своего освобождения он вернулся в Солунь, где его возвели в сан архиепископа. В одну из своих поездок в Константинополь галера, на которой он плыл, попала в руки турок. Святителя Григория в течение года продавали в различных городах как пленника, но он неутомимо продолжал проповедь христианской веры.
Вскоре святитель Григорий был освобождён из плена. Спустя три года после этого он отошёл ко Господу. Накануне преставления ему явился святитель Иоанн Златоуст, который призвал его на Небеса. Меньше чем через десять лет после своей смерти святитель Григорий Палама был причислен к лику святых, а его учение об исихазме распространилось по всему православному миру.