21 июля 2022 г.
Митрополит Митрофан совершил литургию в Казанском храме посёлка Яровая
В день прославления Казанской иконы Божией Матери митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Казанском храме посёлка Яровая Краматорского района, который отметил престольный праздник. Владыке сослужили настоятель храма святого великомученника Пантелеимона при ГБ №2 города Горловки протоиерей Михаил Фоменко и настоятель храма протоиерей Николай Зирка.
По запричастном стихе с проповедью ко всем молящимся обратился протоиерей Михаил Фоменко. Он напомнил всем о том, что Господь призывает каждого человека уподобиться ребёнку в своём доверии к Богу:
«В духовной жизни состояние ребёнка — это не беспомощность и не инфантильность. Святые отцы акцентируют своё внимание на том, что под этим выражением подразумевается доверие человека к Богу. Ребёнок доверяет матери и отцу безгранично. Господь в Евангелии призывает каждого человека уподобиться ребёнку (Мф. 18:3). Именно доверие и простота сердца делает нас сопричастниками Царства Божия».
По окончании богослужения был совершён крестный ход, после которого митрополит Митрофан обратился ко всем присутствующим с кратким архипастырским словом:
«Кто-то проживает долгую жизнь, а кто-то умирает ещё ребёнком. Кто-то делает добрые дела, но уходит из жизни рано, а бывает и наоборот — у злого человека очень продолжительная жизнь. Благословение Божие заключается не в количестве прожитых лет, не в количестве нажитого, а в возможности стать настоящим человеком, потому что наша жизнь имеет продолжение в вечности, и все наши дела и поступки идут туда вместе с нами.
Промысл Божий — это великая тайна в жизни каждого человека и всего мира. Всё, что с нами происходит, и хорошее, и плохое — это части картины, которую мы не видим целиком. Она управляется промыслом Божиим и ничем другим. Так было, когда обрели Казанскую икону Божией Матери, когда эта икона вместе с ополчением князя Пожарского и Минина шла в Москву, чтобы освободить её от поляков. Так было, когда неверующие вдруг люди становились верующими, потому что их сердце посещала благодать Божия.
То, что мы считаем несчастьем, иногда бывает полезнее того, что мы для себя считаем добром и наградой. Я благодарил сегодня всю службу Матерь Божию за то, что Она сохранила этот храм, что у вас есть такой хороший священник, что здесь живут люди верующие, которые свою жизнь связывают с Богом и прибегают под покров Матери Божией. Веру в Бога, любовь, дружбу и доброе отношение друг к другу нельзя разрушить никакими снарядами. Если мы сохраним веру в Бога и любовь друг к другу, то всё остальное мы построим и будем жить ещё лучше, чем раньше. А если мы потеряем веру и начнём роптать на Бога, если мы друг к другу начнём относится как звери — перестанем уважать других и видеть в каждом человеке брата или сестру, образ Божий, — то тогда, в каких бы красивых домах мы не жили, как бы вкусно мы не ели и как бы сладко мы не спали, никакой радости и счастья от такой жизни не будет. Самое главное — такая жизнь будет бессмысленной, у неё нет никакого продолжения в вечности.
Желаю вам крепкой веры и искренней любви друг к другу, Божией помощи и покрова Царицы Небесной! Храни вас всех Господь!»
Фото протодиакона Михаила Ильчука
Казанский храм посёлка Яровая — полутиповый храм, действует с 1910 года.
Согласно архивным данным, решение о постройке в селе храма было принято яровчанами ещё в 1907 году на сельском сходе, на котором присутствовали приглашенные представители Харьковского епархиального управления Изюмской волостной управы, в которую входило село Яровая.
Строительство деревянного храма началось уже в следующем году на деньги, собранные жителями села. Однако из-за нехватки средств пришлось делать заём из сиротского фонда детей Ефима Негодуйко, о чём свидетельствует расписка с гербовой маркой, сохранившаяся в архивном фонде храма.
Строительство деревянного храма закончилось в 1910 году, в этом же году его освятили в честь иконы Божией Матери «Казанская», а в селе Яровая была зарегистрирована Казанская православная община. Одновременно с началом богослужения при храме начала действовать церковно-приходская школа.
В 1910 году управление железной дороги пожертвовало кирпич, которым за год обложили стены деревянной церкви. В связи с этим официально 1911 год было принято считать годом основания Казанского храма.
История не сохранила фамилии первых настоятелей храма, но под его стеной сохранились две могилы, а память людей сберегла имена священников, в них погребённых — иерей Иоанн и убиенный иерей Евгений. Возможно, история их смерти когда-то откроется людям.
В 1933 году церковь была закрыта властями и использовалась до 1941 года как школа. С 1941 по февраль 1943 года здание заняли под госпиталь, а после освобождения села советскими войсками в нём вновь открылась школа.
С уменьшением гонений на Церковь в 1950-е годы в Яровой разрешается проводить богослужения в приспособленном доме по улице Донецкой. 4 ноября 1952 года в нём состоялось богослужение в память храма Казанской Божией Матери.
Однако власти не спешили вернуть верующим храм. Когда в 1961 году построили новое здание школы, в помещении церкви открыли клуб и библиотеку. Лишь в 1990 году в приделе храма начали проводить богослужения.
В 1992 году вышло постановление правительства о возврате церковных ценностей. Тем не менее, официальным решением Краснолиманского исполкома было принято вернуть Православной Церкви здание храма в Яровой только после окончания строительства нового здания клуба, поэтому полностью всё помещение вернули в 1996 году.
Совместными усилиями прихожан и меценатов он стал преображаться. В храм вернулись иконы, сохранённые прихожанами в лихие годы, помещение полностью приспособлено к проведению служб. Сейчас при храме подготовлен класс для занятий церковно-приходской школы, близится к завершению строительство главного купола храма.
С первых дней возвращения селу здания более 20 лет в нём служит протоиерей Николай Зирка, уроженец Яровой. За годы своего служения он сумел сплотить дружную общину яровчан.