Официальный сайт

25 апреля 2019 г.

Митрополит Митрофан совершил литургию в Богоявленском кафедральном соборе

Великий четвергВ Великий четверг, день воспоминания Тайной вечери, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил вечерню и Божественную литургию святителя Василия Великого в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики храма.

По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился священник Евгений Лаптев. Он напомнил, что без Таинства Причастия не может быть духовной жизни:

«Литургия — это не просто воспоминание событий Тайной вечери, о которых мы слышали сегодня в Евангелии. Это соединение с Богом. Соединиться с Ним мы можем лишь очистив своё сердце, чтобы дать возможность вместить то доброе, что Господь предлагает нам: Своё Тело и Свою Кровь, без которых мы не можем иметь жизни в себе. Человек без Причастия не может жить духовной жизнью, жизнью вечной, которая открывается нам уже здесь, на земле. Ведь, причащаясь Тела и Крови Христовых, мы имеем силу, которая даёт благодать нашей душе. Без этой благодати она мертва».

После литургии митрополит Митрофан обратился к молящимся с архипастырским словом. Владыка напомнил о том, вся наша жизнь должна стать богослужением:

«Божественная литургия с того самого дня, когда она была установлена, совершается в Церкви каждый день. Мы в любой день, когда пожелаем, можем стать участниками Тайной Вечери Господней — той Вечери, за которой хлеб и вино впервые стали Телом и Кровью Христовыми. Когда, взяв хлеб, благословив и преломив, Спаситель сказал ученикам, что отныне это не хлеб, а Его Тело, и, взяв чашу с вином, благословил и сказал, что это Его кровь. Что тот жертвенный агнец, которого они вкушали во время пасхальной вечери — это теперь Он Сам, Который пришёл в мир для того, чтобы Себя принести в жертву за грехи всего мира.

Становясь участниками этой Вечери и воспоминая эту жертву, воспоминая смерть и Воскресение Спасителя, вкушая Его Тело и Кровь, мы становимся Его ближайшими учениками, вступаем с Ним в союз, соединяемся с Ним не только духовно, но и телесно. Но если мы соединяемся с Ним, то это значит, что мы разделяем с Ним всё то, что Он принёс на землю Своим пришествием. Мы становимся Его свидетелями в этом мире. Мы живём так, как Он хочет, чтобы жили люди.

Этот союз, который укрепляется вкушением Тела и Крови Христовых, который становится заветом, соединяющим нас с Богом, совершается не только тогда, когда находимся в храме, но когда мы выходим за его пределы. Поэтому мы сегодня и вспоминаем про человека по имени Иуда, который тоже вступил в этот союз, вместе с учениками разделил трапезу и вкусил вечерю. Он тоже причастился, вступил в союз с Богом, но, выйдя из Сионской горницы, пошёл предавать. Именно предательство этот союз и разорвало, сделало его ненастоящим. Если мы, причастившись и выйдя из храма, живём не по воле Божией, не разделяем того, что сказано в Евангелии, не свидетельствуем об этом своей жизнью, — это может быть таким же поступком, который совершил Иуда. Зная, что он ничего из заповеданного не будет делать, поставив свою земную выгоду выше, чем жизнь с Богом, он Ему солгал и сказал, что хочет быть с Ним.

Ответ на этот вопрос всегда даёт только сам человек. Никто со стороны не может сказать: „Ты Иуда, ты предатель“. И Спаситель этого не сказал на Вечере. Он всем раздал хлеб и вино. И когда Иуда протягивал руку, Он, зная, как Иуда поступит, не указал всем ученикам: „Смотрите, вот предатель. Он хочет меня предать“. Ученики спрашивали: „Не я ли это, Господи?“ И Он сказал: „Один из вас“, — но не назвал конкретно.

Мы сами должны себя спрашивать: „Не я ли, Господи, тот человек, который сейчас, выходя из храма, пойдёт судиться, обманывать, осуждать, злословить, завидовать, делать те поступки, которые делают все остальные люди? Те, которые не вступили в этот завет, а я уже вступил, я уже в нём нахожусь, я уже этот завет избрал для себя как смысл жизни“. Сегодняшнее богослужение призывает каждого из нас задуматься о том, что богослужение мы призваны продолжить и за пределами храма, сделать всю нашу жизнь богослужением, а Тело и Кровь Христовы укрепят нас в этом намерении.

Дай Бог, чтобы наша церковная семья тех людей, которые верят во Христа, вступили с Ним в союз и пришли на Его вечерю, были свидетелями Евангелия за пределами храма каждым своим словом и каждым своим делом, всей своей жизнью, в чём всем нам пусть поможет Премилосердный Господь! Божие вам благословение, храни вас всех Бог!»

Великий Четверг. Причащение апостолов. Фреска в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Сретенский монастырь, МоскваВ Великий Четверг вспоминаются последние события земной жизни Христа — омовение ног ученикам, прощальная вечеря с апостолами, на которой было установлено таинство Евхаристии, молитва в Гефсиманском саду, предательство Иуды и предание Господа Иисуса Христа на страдания и крестную смерть.

Несмотря на то, что этот день Страстной седмицы исполнен скорбью, он в то же время наполнен и радостью: ведь на Тайной вечере совершилось то, что отныне даёт жизнь каждому члену Церкви Христовой. Каждый из нас имеет возможность не просто быть рядом со Христом, но соединиться с Ним теснейшим образом в таинстве Святого Причащения, получить в подарок вечную жизнь с Ним.

Тысячи христиан спешат в храмы, чтобы причаститься Святых Христовых Тайн в этот день. Литургия Великого Четверга особенная — на ней нет Херувимской песни. Вместо неё поётся молитва «Вечери Твоея тайныя», в которой звучат слова: «Ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя» — такое обещание Спасителю дают приступающие к Святой Чаше. Эта молитва звучит несколько раз в продолжение Литургии.

В некоторых Поместных Церквях за богослужением после заамвонной молитвы совершается чин омовения ног предстоятеля сослужащим священникам — в воспоминание омовения ног Христом Своим ученикам.

За литургией Великого Четверга традиционно заготовляются запасные Дары для причащения больных на весь год. В патриаршем соборе в Великий Четверг также совершается мироварение и освящение мира Патриархом после Великого входа.

Цитата дня

«

Если мы не имеем любви истинной, но ведём вражды, брани и раздоры, то мы не Христовы ученики, а врага Христова.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100