11 марта 2018 г.
Митрополит Митрофан совершил литургию в Богоявленском кафедральном соборе
В Неделю 3 Великого поста, Крестопоклонную, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики храма.
За литургией пели хоры собора под руководством Ольги Ильчук и Кирилла Згинника, старший хор класса духовного пения под руководством Анастасии Згинник и младший хор воскресной школы «Росток» Богоявленского собора под руководством Анны Стёпиной.
На запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился протоиерей Андрей Байков. Он напомнил, что Крест должен привести нас к Воскресению:
«Самое главное — увидеть свет Христова Воскресения. А его можно увидеть только до конца пройдя Великий пост, до конца осознав свои немощи и грехи, стараясь раскаяться искренне во всём содеянном и как можно ближе соединиться с Самим Господом через причастие Его Тела и Крови. Пусть сила Животворящего Честнаго Креста Господня оберегает, осеняет, утверждает вас!»
По окончании богослужения митрополит Митрофан обратился к собравшимся с архипастырским словом, в котором отметил, что Крест — главный урок любви для каждого из нас:
«Грех извратил человеческую природу. Любовь, которая должна изливаться вовне, человек направляет теперь только на самого себя. Себя мы любим больше всего на свете. Отречься себя и взять крест свой значит полюбить кого-то кроме себя, научиться жить по закону любви и этот закон поставить в своей жизни на первое место.
Это звучит красиво, но на деле научиться любить очень тяжело. Кто бы что ни говорил, а себя любить хочется больше. Себя хочется пожалеть, себе хочется простить, себя хочется поставить выше всех остальных.
Нужно от этого „себя“ отречься, взять свой крест — желание, чтобы жизнь строилась по другим правилам и законам, — и пойти вопреки своей собственной природе. Сделать не то, что тебе кажется хорошим и приятным, не своё „я“ поставить в центре, а научиться тому взгляду на жизнь, который нам показывает Христос. Это и есть следовать за Ним, отрекшись от себя».
Владыка также отметил, что в среду Крестопоклонной седмицы впервые в Богоявленском кафедральном соборе совершится вечерняя литургия Преждеосвященных Даров, за которой можно будет причаститься Святых Христовых Таин:
«Мы соберёмся для того, чтобы прикоснуться к опыту жизни древних христиан. В Великом посту среда и пятница всегда были днями, когда постились строже всего — вообще ничего не ели и не пили. После захода солнца для того, чтобы укрепить душевные и телесные силы, причащались заранее освящёнными Дарами, почему это богослужение и получило название литургии Преждеосвященных Даров. По сути, это причащение во время вечерни заранее освящёнными Дарами.
Я не уверен, что у каждого из нас сегодня получится этот опыт повторить, но очень хочется попробовать хотя бы понять, как это было, как люди жили, почему они так делали. Кто желает и у кого есть возможность, приходите в среду в 16:00. Давайте попробуем хотя бы раз в жизни попоститься так, как постились первые христиане, и подготовиться к причащению».
Фото протодиакона Михаила Ильчука
В середине Святой Четыредесятницы для духовного укрепления христиан, проходящих путь поста, в храме на аналое полагается крест, за богослужением совершается поклонение Честному и Животворящему Древу. Эта традиция восходит ещё ко временам апостольским.
Крест даёт живительную силу и благодать верующим, которые достигли уже середины поста и нуждаются в духовной поддержке для прохождения оставшихся дней Четыредесятницы. В Синаксарии (собрании толкований на праздники) Крестопоклонного воскресенья приводится ещё одно объяснение особого почитания Креста Господня в эти дни:
«Когда приходит царь, то перед ним сперва появляются его знамена и скипетр, а затем и сам царь идет, радуясь и веселясь о победе, и с ним вместе веселятся и его подчиненные; так же и Господь наш Иисус Христос, который хочет показать Свою победу над смертью и явиться во славе дня Воскресения, посылает впереди Себя Свой скипетр и царское знамя — Животворящий Крест, наполняющий нас радостью и приготовляющий, насколько это нам возможно, встретить Самого Царя и восхвалить Его победу».
Поклонение Кресту совершается всю неделю — он заносится в алтарь лишь в пятницу. Поэтому вся предстоящая седмица именуется Крестопоклонной.