16 июля 2017 г.
В Неделю 6 по Пятидесятнице митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили секретарь епархии протоиерей Владимир Туренко, благочинный Богоявленского округа в Горловке протоиерей Сергий Книгницкий и клирики собора.
За богослужением была совершена священническая хиротония диакона Святослава Турчины.
На запричастном стихе с проповедью к прихожанам на евангельское чтение об исцелении расслабленного обратился протоиерей Давид Барахтенко. Он отметил, что каждый христианин также призван участвовать в Божьем деле исцеления человеческой души:
«Прощение ближнего — наша молитва о нём. И Бог, видя в этом веру нашу, исцеляет человека от греха. Нужно обязательно научиться прощать своих ближних — и узнать, как чудесным образом прекращаются раздоры через прощение, как исцеляется душа от обиды, зависти, гнева. Сначала исцелится душа человека, который прощает, а потом, по милости Божией исцелится и тот, который прощён».
В этот день празднуется перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, всея России чудотворца. Будущий святитель родился в XVI веке в семье знатных бояр. Он часто бывал в царских палатах, и ему прочили блестящую карьеру, жизнь в почестях и богатстве. Но, достигнув 30 лет, он в одежде простолюдина тайно покинул родительский дом и удалился в Соловецкий монастырь, где принял монашеский постриг. Здесь он работал, как простой селянин, на огороде, в кузнице и пекарне. Видя не только телесные, но и усердные духовные труды инока, братья поставили его игуменом.
Соловки при нём преобразились. Он соединил озёра каналами и осушил болотные места для сенокосов, провёл дороги в местах прежде непроходимых, улучшил соляные варницы, воздвиг два величественных собора — Успенский и Преображенский и другие храмы, построил больницу, основал скиты и пустыни. Сам игумен не любил начальствовать и часто удалялся в пустынь, которая теперь называется Филипповой, где проводил дни в уединении и молитве.
Но, узнав об успехах соловецкого игумена, его вызвали в Москву. После общения с царём Иоанном Грозным он был назначен митрополитом Московским. Известие это игумен Филипп принял со скорбью, но постарался стать отцом и молитвенником для вверенного ему народа.
Ему пришлось руководить Церковью в нелёгкие времена. Царь не отличался нравственностью, повсюду царили опричнина, безнаказанные убийства и грабежи людей. Митрополиту время от времени удавалось влиять на Иоанна Грозного, и тогда разбои бояр затихали.
Однажды царь Иоанн пришёл на литургию с толпой опричников, вооружённых до зубов. У самого царя из-под одежд тоже блестели ножи и кинжалы. По обычаю царь наклонил голову перед святителем для благословения. Но митрополит Филипп стоял неподвижно, устремив свой взор на икону Спасителя. Наконец бояре сказали: «Владыка святый! Царь требует твоего благословения».
Святитель обернулся к Иоанну, как бы не узнавая его, и сказал: «В этой одежде странной я не узнаю царя православного, не узнаю его и в делах царства. Мы, государь, Богу приносим бескровную жертву, а за алтарём льётся невинная кровь христиан. Не скорблю о тех, которые, проливая свою невинную кровь, сподобляются доли святых мучеников; о твоей бедной душе страдаю. Хотя и образом Божиим почтен ты, однако ж, смертный человек, и Господь взыщет всё от руки твоей».
Иоанн кипел гневом, шептал угрозы, стучал жезлом о плиты помоста. Наконец воскликнул: «Филипп! Или нашей державе ты смеешь противиться? Посмотрим, увидим, велика ли твоя крепость». — «Царь благий, — ответил святитель, — напрасно ты меня устрашаешь. Я пришелец на земле, подвизаясь за истину, и никакие страдания не заставят меня умолкнуть». Страшно раздражённый, Иоанн вышел из церкви. В скором времени Филиппа заточили в темницу Тверского Отроча монастыря, а затем, по приказу царя, опричник Малюта убил его.
Мощи священномученика были принесены в Соловецкий монастырь, а спустя почти сто лет торжественно перенесены в Москву и положены в Успенском соборе, чему и посвящён нынешний праздник. Все, приходящие к мощам святителя, получают духовную помощь и телесное исцеление.