30 октября 2022 г.
Митрополит Митрофан совершил литургию в Богоявленском кафедральном соборе
В Неделю 20 по Пятидесятнице и день памяти святого пророка Осии и преподобномученика Андрея Критского митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики соборного храма.
Богослужебные песнопения исполняли хор собора под руководством протодиакона Максима Дворянова, молодёжный архиерейский хор под руководством Ольги Ильчук, а также детский хор соборного храма под руководством Татьяны Щевелевой.
По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился протоиерей Александр Брянцев. Он раскрыл значение евангельской притчи о сеятеле:
«Слово Божие, которое сеет в нас Господь, всемогуще. Оно всё привело из небытия в бытие. Оно заставило вращаться вселенную и создало миры. И всё, что сегодня происходит вокруг нас, — то же сеяние, которое Господь продолжает в нас. Наши сердца должны откликнуться на это сеяние. Какой бы ни была земля бесплодной, но если человек потрудится, он сможет превратить её в плодоносную. Этот духовный труд каждому из нас по силам, потому что самое главное в нём — решимость».
Фото протодиакона Михаила Ильчука
Имя святого пророка Осии значит «спасение». Он жил в Израильском царстве во времена царя Иеровоама II (835-753 гг. до Р.Х.). Предположительно, пророк происходил из священнического рода. Осия был женат на женщине Гомери, о которой упоминает в своей книге.
Лейтмотив ветхозаветной книги пророка Осии — «сеяние Божие»: Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новую ниву, ибо время взыскать Господа (Ос. 10:12). Фраза из его книги кто сеет ветер, пожнёт бурю стала крылатой. К израильтянам, хорошо знакомым с этой книгой, Христос в Евангелии обращает слова: Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Мф. 9:37-38).
Пророк также в своей книге возвещает о том, что Господь призовёт в Своё Царствие язычников, которые уверуют в Него. Это пророчество исполнилось после пришествия Христова и схождения Святого Духа на апостолов.
Пророк стал очевидцем гибели северного Израильского царства, которое было завоёвано ассирийцами в 722 году. В своей книге он тщётно призывает народ покаяться и отказаться от языческих обычаев, чтобы Господь спас их от погибели. Десять колен израилевых были уведены в ассирийский плен. До настоящего времени их судьба неизвестна: они бесследно исчезли из истории.
Преподобномученик Андрей Критский жил на столетие позже своего знаменитого тёзки — творца Великого покаянного канона. Он родился на острове Крит в 741 году. Он был монахом и достиг 34 лет, когда услышал, что нечестивый император-иконоборец Константин Копроним заключает в тюрьмы и убивает не воров и разбойников, а добропорядочных граждан, ни в чём не повинных христиан — только за то, что они хранят в своих домах иконы.
Святой Андрей приехал в столицу Византийской империи — Константинополь — и всенародно в храме обличил императора в преступлении против собственного народа. «Тот, кто страдает за святые иконы, страдает за Христа, а кто оскорбляет икону, на которой изображён Христос, оскорбляет Самого Христа», — сказал он в своей пламенной речи. Император приказал схватить монаха и предал его жестоким пыткам. После нечеловеческих страданий мученик скончался на пути к месту казни.