17 мая 2020 г.
Богослужебные песнопения исполняли хоры собора под управлением протодиакона Максима Дворянова и Ольги Ильчук.
За Божественной литургией была вознесена сугубая молитва «во время губительного поветрия и смертоносныя язвы», а также молитва о врачах.
По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился протоиерей Евгений Лаптев. Он рассказал о том, что отличает современных верующих людей от евангельской самарянки:
«Мы, верующие, воцерковлённые люди, в отличие от этой самарянки, часто ждём от Бога каких-то внешних благ, вовсе забывая о небесном. Ходим в храмы, но по-прежнему не можем найти Источник живой воды. Господь Иисус Христос пришёл на землю, и Он рядом с нами. Он дал нам возможность беседовать с Ним и найти живую воду в Своих таинствах. Всё, что от нас требуется — прийти к этому живоносному Источнику и напитаться от него, как говорится в кондаке Недели о самаряныне, чтобы наследовать Царствие вышнее».
Накануне митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил в соборе всенощное бдение.
Генрих Семирадский. Христос и самарянка. 1890. Холст, масло.
В 5 Неделю по Пасхе Церковь воспоминает беседу Господа Иисуса Христа с самарянкой вблизи города Аскар (Сихарь) (Ин. 4:5-42).
Около 722 года до н. э. ассирийский царь Салманассар покорил и отвёл в плен огромное число израильтян, переселив на их место язычников — выходцев из Месопотамии. Это произошло в наказание за грех народа — уклонение в идолопоклонство. В отличие от неблагочестивых израильтян, новые переселенцы приняли от оставшихся жителей северной Палестины веру в Единого Бога и соблюдали её вплоть до времён Христа. А потомки этого народа хранят её до сих пор.
Несмотря на то, что новый народ давно смешался с израильтянами и принял в качестве собственного наименования название местности на севере Израиля — Самарии — иудеи самарян не любили и избегали. Принятая этим народом вера перемежалась с некоторыми прежними обычаями и традициями их культуры, что для правоверного иудея, стремящегося неукоснительно соблюдать букву закона во всех обрядах, было равносильно вероотступничеству.
Спаситель обличал иудеев за это отношение к самарянам. В притче о милосердном самарянине Господь подчёркивает, что представитель этого народа оказался милосерднее евреев, которые так гордились своей правильной верой. В Евангелии от Луки говорится, что из десяти прокаженных, которых очистил Христос, лишь один вернулся, чтобы поблагодарить Господа, и это был самарянин (Лк. 17:11-19).
Вот и теперь, проходя мимо города Сихарь, Христос не гнушается заговорить с у колодца с самарянкой, женщиной (чем также брезговали иудеи), и не просто для того, чтобы попросить у неё воды, а желая открыть ей такие тайны, о которых говорил далеко не с каждым из Своих ближайших учеников. Он говорит ей: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14), подразумевая принятие благодати Святого Духа.
Это, пожалуй, единственный случай, когда Господь открыто и прямо говорит о том, что Он Мессия, Христос. Даже ближайших учеников Он спрашивает: «А вы за кого почитаете Меня?» (Мф. 16:13), но не говорит о Себе прямо. И лишь один ученик — апостол Пётр — отвечает Ему на этот вопрос: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16:16). На это Господь говорит ему «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах», и дальше следуют слова об особом избранничестве апостола Петра.
Святитель Иоанн Златоуст ставит самарянку в пример всем христианам: «Жена, имевшая пять мужей, и притом самарянка, показывает такое тщание относительно догматов, и ни время дня, ни то, что она пришла за другим делом, и ничто иное не отвлекает ее от желания познать их» (Против иудеев о медном змее. Творения, приписываемые св. Иоанну Златоусту, и отнесенные в издании Миня к разряду Spuria).
В этой важной беседе Господь также говорит, что «спасение от иудеев». Святитель Иоанн Златоуст отмечает: «Спасением называет Свое пришествие». А святитель Филарет (Гумилевский) говорит: «Иудеи могли, если хотели, иметь самое отчётливое знание и о Боге, и о Спасителе мира. Так Спаситель своим голосом утверждает важность ветхозаветного откровения в его полном составе».
После той знаменательной беседы у колодца большое число самарян уверовало во Христа. В книге Деяний апостольских говорится о христианской самарянской общине, к которой были посланы апостолы Пётр и Иоанн (Деян. 8:14-17).
Согласно церковному преданию, самарянка, встретившая у колодца Бога, стала проповедницей слова Божия вместе со своими сыновьями. Во времена императора Нерона (54 — 68 гг. н.э.), жестокого гонителя христиан, святая Фотина (так её звали) переселилась в Карфаген со своим младшим сыном Иосией и там безбоязненно проповедовала Евангелие. Святитель Григорий Палама указывает, что это имя, означающее «светлая, просветлённая» дал ей Сам Спаситель («Омилия 19. На Евангелие Христово о самаряныне, и о том, что долженствует презирать земные блага жизни»). Её старший сын Виктор был воином. Все вместе они пострадали за отказ отречься от Христа в 66 году.