01 марта 2017 г.
На запричастном стихе с проповедью на слова молитвы преподобного Ефрема Сирина «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего» к прихожанам обратился протоиерей Александр Брянцев:
«Те, кто приходят в больницу, не осуждают друг друга за какую-то болезнь, а, наоборот, поддерживают друг друга. Мы должны взывать ко Господу, чтобы он дал нам видеть свои грехи, силы каяться в них и не осуждать брата своего».
Чин литургии Преждеосвященных Даров, совершаемой только в дни Великого поста и Страстной седмицы, сложился в VI веке. Его составитель — святитель Григорий Двоеслов, папа Римский, поэтому литургию Преждеосвященных Даров также иногда называют литургией святителя Григория Двоеслова. Главная её особенность в том, что за этим богослужением не совершается преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, а верующие причащаются освящёнными прежде, за предыдущей полной литургией, дарами. Дело в том, что полная литургия, как особо торжественная и праздничная служба, не служится в дни Великого поста — дни скорби и покаяния — за исключением суббот и воскресений. Но для того чтобы верующие имели возможность причаститься Тела и Крови Христовых и в другие дни, совершается особая служба, для которой Дары освящаются заранее.
Литургия Преждеосвященных Даров, по сути, состоит из богослужения великопостной вечерни, к которой присоединяется часть молитв литургии верных, но без молитв об освящении Святых Даров (так как они заранее освящены). Существуют свидетельства, что такая неполная литургия совершалась и в первые века христианства, однако окончательно её чин оформился только к VI веку.
В дни Великого поста Литургия Преждеосвященных Даров совершается по средам и пятницам, а также в четверг пятой седмицы поста (в день памяти преподобной Марии Египетской), в праздник сорока мучеников Севастийских (если этот день не придётся на субботу или воскресенье, когда совершается полная литургия) и в первые три дня Страстной седмицы.
Во время этого богослужения звучат особые молитвы: «Да исправится молитва моя…» и «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат», которая поётся вместо Херувимской песни. Другая примечательная особенность этого богослужения — оно сопровождается земными поклонами. Их совершают молящиеся в самые торжественные моменты службы под звук колокольчика.