Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

17 мая 2018 г.

Митрополит Митрофан: События нашей жизни имеют смысл в перспективе вечности

Владыка Митрофан совершил литургию в Вознесенском храме в НоволуганскомВ праздник Вознесения Господня митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Вознесенском храме села Новолуганское Бахмутского района. По окончании богослужения владыка обратился к прихожанам с архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с престольным праздником Вознесения Господня!

Мне не первый раз приходится во время богослужения слышать выстрелы. Мы освящали храм под канонаду, были свидетелями, когда во время богослужения в храм прилетали снаряды, у нас есть разрушенные храмы и погибшие во время службы люди. Я знаю, что и этот храм недавно пережил непростое испытание. Слава Богу, что все живы, среди пострадавших нет погибших, есть только раненые. Хотя мы радуемся, что сегодня снаряды прилетели не сюда, мы понимаем, что они куда-то полетели, где-то сейчас может быть горе, беда, и от этого сердце сжимается, потому что за каждым звуком разрыва может быть чья-то трагедия и смерть.

В такой великий праздник Вознесения Господня, когда должны звучать слова мира и любви, одновременно с этими словами мы слышим вестников разрушения и смерти. Наша жизнь вся состоит из таких противоречий. С одной стороны, мир, в котором мы живём — это замечательный дом. Куда не кинешь взгляд, за всё хочется благодарить Бога: и за красоту, и за жизнь, и за премудрое устройство этой Вселенной. С другой стороны, в этом мире есть и то, чего в нём не должно быть: злоба, ненависть, вражда, гордыня, превозношение друг над другом.

Самое отвратительное — это несправедливость, которую мы наблюдаем. Нам всегда непонятно, почему погибают невинные люди, в том числе дети, которые только начали жить, почему страдают те, кто не начинал войну и никак не виноват в ней, а те, кто начал её, зарабатывают какую-то земную прибыль.

Я часто слышу вопросы: «А где же Бог? Куда Господь смотрит? Почему Он разрешает так поступать? Почему в этом прекрасном мире происходят такие страшные вещи, как войны, болезни, эпидемии, землетрясения, различные катастрофы, в которых массово погибают люди? Что это за мир такой, в котором всё вот так вот неправильно устроено?» И хотя всю свою историю люди по-разному пытались давать ответ на этот вопрос, в каждом поколении он звучит снова и снова. Появляется он и у нас сегодня. Он не может не появляться, потому что Бог дал нам разум, совесть, способность чувствовать и воспринимать то, что происходит вокруг нас.

Ответ на этот вопрос для меня как для верующего человека связан с сегодняшним праздником. Я много над этим думал, размышлял, слышал, как другие на него отвечают. Единственный ответ, который принимает моя совесть и мой ум, — что это не конец фильма, это не вся картина. Мы видим происходящее здесь, отрезки какой-то большой истории. Всю в целом её видит только Господь. Только Он может воспринимать и прошлое, и настоящее, и будущее как единое целое. Только Он один знает ответ на вопрос, почему та жизнь, которую Он приводит на землю, вдруг может оборваться, потому что она в Его глазах не обрывается, а продолжается в Вечности. Когда мы увидим целую картину, нам, возможно, станут понятны и эти её части, глядя на которые, мы сегодня недоумеваем.

О таком понимании жизни нам говорит сегодняшний праздник Вознесения. Господь не стал устраивать ученикам царство, о котором они мечтали. А они, сколько Он ни говорил им об этом словами, Его не совсем понимали. Им казалось, что Он должен на земле всё построить, и они — Его ученики для того, чтобы на земле, в этом царстве занять какие-то подобающие места. После Воскресения они Его спрашивают: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1:6-7).

Когда Господь перед ними оставляет землю видимым образом и возносится, им становится понятно то, чего они не понимали раньше: то Царство, о котором Господь проповедовал, не принадлежит какому-то месту или эпохе на земле.

Мы из истории знаем, что когда правит хороший, добрый человек, народ благоденствует. Злой правитель — народ страдает и мучается. Меняются правители, меняются законы, правила, историю даже переписывают заново по несколько раз: то, что было белое, теперь чёрное, и наоборот. Господь говорит: Царство Мое не от мира сего (Ин. 18:36). Оно не может зависеть от какого-то конкретного человека, места, времени или обстоятельства. Ученикам сегодня это становится понятным.

Теперь они проповедуют не о земном царстве, и, создавая Церковь, обещают людям не царство справедливости, мира и любви на земле. Это человеческая мечта, которую нам хотелось бы осуществить, но не всегда всё от нас зависит: я могу об этом мечтать, а мой сосед может этого не хотеть — и всё, ничего не получается.

Если бы смерть была концом человеческой жизни, то можно было бы сказать, что земля — это страшное место, где совершаются беззакония, преступления, искажается представление о добре и зле, человеческая жизнь ничего не стоит. Если мы знаем, что это не всё, а только часть картины, тогда появляется смысл, тогда начинаешь задумываться, что даже если я чего-то сегодня не понимаю, если у меня сегодня нет ответов на какие-то вопросы, они есть у Бога, Который не зря этот мир придумал. Он видит гораздо больше, чем видит каждый из нас в какой-то определённый отрезок времени и в каких-то определённых жизненных обстоятельствах. Я с этой верой живу, она мне помогает.

Бог каждого из нас призвал в этот мир не просто так и не по ошибке. О каждом из нас, абсолютно о каждом, есть Его промысл. Именно о каждом из нас Господь сказал, что «и волос с головы вашей не пропадёт» (Лк. 21:18). Даже птицы и растения, которые сегодня есть, а завтра нет, неизменно находятся под опекой всемогущего промысла Божия. А нам Господь сказал, что мы намного лучше птиц и травы: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» (Мф. 10: 29-32).

Я хочу, чтобы мы с вами, христиане, не только сами могли жить с надеждой, смыслом и радостью, что в мире есть промысл Божий. Несмотря на все страшные вещи, которые мы наблюдаем, в мире есть добро, которое сильнее любого зла. Я хочу, чтобы мы помогали и другим людям, чтобы когда они смотрят на нас, и в их сердцах появлялись надежда и радость. Чтобы видя, как мы живём, видя наши добрые дела, слыша, как мы говорим и поступаем, люди обретали надежду, что не зло самое сильное в этом мире. Не неправда и ненависть им управляют и владеют, а добро и любовь имеют самую большую силу и могущество, потому что они от Бога и приводят к Богу, дают человеку ещё и вечную жизнь кроме этой временной.

Дай Бог, чтоб эти вера и надежда сохранялись в нашем сердце, укрепляли его, помогали переживать трудные обстоятельства, не унывать в самых тяжёлых испытаниях. Пусть сегодняшний праздничный день напоминает нам о великом замысле Божием обо всей Вселенной и о каждом из нас. Будем помнить, что эта радость принадлежит не какому-то одному поколению или народу, а всему миру и всем людям, которые живут на этой земле. За каждого из нас Господь пролил Свою кровь, чтобы мы не погибли, но имели жизнь вечную (Ин. 3:15).

Цитата дня

«

Царствие Божие есть истребление всякого греха.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100