Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

25 марта 2017 г.

Митрополит Митрофан: Подлинное общение — в способности услышать другого

В Сергиевском монастыреВ канун Недели 4 Великого поста, дня памяти преподобного Иоанна Лествичника, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил всенощное бдение в Сергиевском женском монастыре в селе Сергеевка Славянского района. По окончании богослужения владыка обратился к настоятельнице игуменье Феодосии (Мельниковой), насельницам и гостям обители с архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю вас со святым вечером!

Наверное, труднее всего людям научиться друг с другом общаться, хотя каждый разговор, каждую беседу мы называем словом «общение». Мы встречаемся, обсуждаем какие-то новости, повседневную действительность или что-то планируем, и мы говорим, что общаемся друг с другом. Но подлинное и настоящее общение состоит в способности услышать того человека, который находится перед тобой, суметь понять то, о чём он говорит и думает, что он хочет, чтобы ты от него услышал.

Это сделать тяжело. Даже когда мы разговариваем с близкими людьми, мы пытаемся их слова наделить тем смыслом, который нам удобен, понятен и отражает то, о чём мы думаем в нынешнее время. Иногда, бывает, люди вроде бы разговаривают на одном языке и говорят об одних и тех же вещах, но думают об абсолютно разном. Это поясняет простой пример: когда мы говорим слово «стол», у кого-то в голове он круглый и пластмассовый, у кого-то — квадратный и деревянный, и каждый подумает о своём столе, который он в этот момент представляет.

Часто мы сознательно не хотим слышать то, что говорит нам другой человек, не принимаем его точку зрения или то, что он нам пытается рассказать, а заранее не соглашаемся с ним и готовы ему навязывать свою собственную точку зрения. Мы часто не умеем общаться, у нас не хватает времени, мы испытываем раздражение даже тогда, когда человек о чём-то говорит долго или пытается объяснить что-то, как нам кажется, слишком навязчиво.

Трудно себе представить, если бы точно так же складывались наши отношения с Богом, если бы Он не хотел нас слышать или слушать, когда мы бы обращались к Нему с молитвой, если бы Ему так же тяжело было общаться с нами, как нам тяжело бывает общаться друг с другом. Происходит удивительное чудо: как только мы обращаемся к Богу, становимся перед Ним, призываем Его имя, Он не говорит нам, что Он занят, Ему некогда, или что Он не хочет слышать кого-то из нас, или у Него нет настроения, или мы не вовремя обратились, неправильно подошли. Он сразу же внимает тому, что мы говорим, о чём просим.

Очень часто наши слова, наша молитва бывают всуе, мы нарушаем третью заповедь, потому что, обращаясь к Богу, мы не то что с Ним не беседуем и не становимся перед Ним — мы даже самих себя не слышим. Произнося какой-то текст, в это время мы даже не осознаём его умом, и ему никак не сочувствует наше сердце.

Удивительными, особенными бывают минуты, когда у нас получается молиться и словами, и умом, и сердцем, когда у нас получается хотя бы на какое-то короткое время поставить себя перед Богом, и когда мы не диктуем, не навязываем, не требуем, не доказываем, а просто беседуем, просим, общаемся так, как дети общаются со своим любящим отцом, когда мы изливаем перед Ним свои мысли, когда вопрошаем у Него ответа и просим Его помощи и благословения. В это время душа наполняется миром, спокойствием, становится понятно, что нужно делать, человек чувствует ту силу, которую дают ему молитва, присутствие в храме Божием.

Каждый раз, когда мне приходится молиться здесь, в святой обители, рядом со святынями — иконой Матери Божией, святыми мощами, — когда богослужение совершается по монастырскому уставу, я испытываю чувство духовной радости и теплоты, которым наполняется сердце. Я желаю, чтобы все, кто пребывает в святой обители, испытали радость общения с Богом в молитве, радость Его присутствия здесь, среди нас, когда мы обращаемся к Нему, а Он слышит каждого из нас!

Будем помнить, что если у нас нет этой ниточки общения, то это не потому, что Бог не слышит нас, или Ему некогда, или до нас нет никому никакого дела, а потому что нам самим надо учиться общению и друг с другом, и с Богом. Нужно находить для этого время, оставлять за порогом храма всю земную суету, все земные заботы и попечения, с которыми идём сюда, чтобы то время, когда мы находимся здесь, посвятить общению с Богом, со святыми. Это то самое лучшее время, о котором мы никогда не пожалеем и которое наполнит нашу жизнь и смыслом, и пользой, и духовной радостью, и силой.

Дай Бог, чтобы каждый раз, выходя из храма, мы это чувствовали и несли в своём сердце как можно дольше! Пусть время поста, Святой Четыредесятницы, будет временем сугубой молитвы для всех нас и временем, когда мы будем учиться общаться друг с другом, слышать и слушать друг друга, понимать друг друга, учиться общаться со своим Творцом и Создателем, Богом, Который ждёт этого от каждого из нас.

Храни вас всех Господь! Божие благословение пусть пребудет со всеми вами!

Цитата дня

«

Мысль о себе, что дошел до высоты смирения, служит поводом к возношению.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100