Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

01 марта 2017 г.

Митрополит Митрофан: Остановиться на теме еды — извратить суть поста

Чтение Великого покаянного канонаВ среду первой седмицы Великого поста митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в Покровском соборе города Енакиево. По окончании чтения канона владыка обратился к прихожанам с архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

От всей души поздравляю вас с началом Святой Четыредесятницы! Сегодня уже среда первой седмицы. Время идёт очень быстро, но всё равно мы только в начале этих святых дней, которые Церковь именует весной духовной, то есть временем обновления.

Как может время что-то обновлять? Как может быть так, что только лишь благодаря времени что-то меняется? Когда мы смотрим на бездушную природу, мы видим, что причиной этого становится тепло. Больше света, больше солнца — и начинают появляться листья на деревьях, начинается новая жизнь. Но человек сам по себе, как дерево или трава, обновиться не может. Человек должен в ответ проявлять какое-то усилие, чтобы что-то в его жизни происходило или менялось.

Пост для верующего человека — это время для перемен даже тогда, когда мы не хотим что-то делать и уже привыкли к своей повседневной жизни и всё нас устраивает. Наступает время поста, и даже самый ленивый человек начинает спрашивать себя, что ему нужно сделать. Надо к чему-то начинать стремиться, что-то в своей жизни менять. И поэтому это время — время обновления. Его поэтому называют весной духовной — потому что даже самые ленивые что-то начинают делать для своей души и для своего спасения.

Сейчас время особенное. Я не жил в другие времена, но мне почему-то кажется, что людей равнодушных — то есть людей, которым ничего не нужно, которые ничего в своей жизни не хотят, которых всё устраивает — стало больше, чем когда-либо. Это касается не только вещей повседневных, когда мы выходим за ограду церковную и оглядываемся вокруг. Это касается, в первую очередь, христиан, которые уже считают себя членами Церкви и которые уже живут в ограде церковной.

В чём проявляется это равнодушие? Во многих вещах. Если мы будем говорить о днях Великого поста, свой самый первый пост каждый может вспомнить. Как это было? Открывали Типикон, спрашивали у священника или у друзей, какой пост самый строгий, самый правильный. Несколько дней ничего не ели, потом ели всё без масла, старались ходить на все службы, если это получалось по семейным обстоятельствам и в связи с работой, поклоны делали, читали дома молитвенное правило и к середине поста уставали очень сильно.

Оказывается, за две недели, за месяц или даже за год стать святым ни у кого не получилось. И следом за этим пришло уныние: раз я за один год, за один пост или за один раз не стал святым, в моей жизни радикально ничего не изменилось, значит, и поститься больше нет никакого смысла, потому что я и так устал, а толка от этого никакого нет, ничего не меняется. И человек из ревностного постника, который хочет исполнять всё, превращается в равнодушного, унылого, которому всё равно — ну идёт пост, и идёт. С маслом — буду с маслом есть, без масла — значит, без масла. Такая служба — пусть такая будет, другая — пусть будет другая.

Человек не стремится никак свою жизнь менять, и все разговоры о посте заканчиваются разговорами о том, что можно есть и что нельзя, а дальше этого шевелиться уже не хочется, уже неинтересно. Мы выполняем самое лёгкое, самое простое: меняем рацион, перестаём есть скоромную пищу и начинаем есть пищу постную. Но дальше этого большинство не идёт, остаётся на этой ступеньке, забывая, что это всего лишь самый простой и самый первый шаг, далеко не самый важный.

Есть такие люди, которые называются вегетарианцами. Они всю жизнь не едят ни мясных, ни молочных продуктов — они считают, что так нужно для организма, это здоровый образ жизни. Это делает их ближе к Богу? Нет. А есть ещё и злые духи, бесы, которые вообще ничего не едят, но они с Богом враждуют. Следовательно, не в еде дело — она должна лишь помогать. А остановиться только на том, что можно есть и чего нельзя, это значит извратить суть поста, суть подвига.

Не могут все люди быть одинаковыми. Кто-то больше ест, кто-то меньше. Одинаковых правил для всех нет. Но каждый сам для себя может определить, сколько ему нужно трудиться, чтобы это был подвиг, а не просто перемена пищи. Даже от перемены пищи другие перемены не происходят.

Если взять молитву: мы и поклоны делаем, и каноны читаем, и молитвенное правило. А молитва наша сильнее не становится, и нам кажется, что её Бог не слышит и на нашу молитву не отвечает. А что молитве даёт силу? Количество прочитанного? Число поклонов? Сильной молитву делают добрые дела, чистая совесть. Если ты молишься с чистой совестью, если твоя молитва соединена с добрыми делами, тогда эта молитва становится сильной, её Бог слышит, и ты чувствуешь её силу. И ты себе можешь помочь этой молитвой и даже другим, молясь за других людей.

А если молитва без добрых дел? Если молитва — это только внешнее проявление? Постоял на службе, а умом был где-то в другом месте. Молитвы дома прочитал, и обязательно побольше, потому что как же ты сам себе признаешься, что ты мало молитв прочитал? Надо много прочитать. Но как он их прочитал, человек даже не задумался. Ему главное много, чтобы самого себя похвалить. Это такое тонкое тщеславие: вот, я три кафизмы или два акафиста вычитал. А хотя бы один раз сказал «Господи, помилуй» так, чтобы и сердце, и ум участвовали в этом? И вот сколько раз сказал, столько времени ты и молился.

Видите, ни пост сам по себе, ни молитва без добрых дел, без хранения себя от греха, без соответствующего образа жизни ничего в жизни человека не меняет. Мы должны понимать, ради какой цели нужны пост, воздержание и молитва. Что это за главная цель, которую мы перед собой ставим и к которой мы стремимся? Великий пост — дар всем нам для того, чтобы мы могли обновить свою жизнь в самом главном: напомнить себе, что главное в нашей жизни — это научиться любить Христа и следовать за Ним.

Если провести аналогию, наверное, может, кто-то в своей жизни такой опыт имел — если девушка влюбилась в юношу или юноша влюбился в девушку, они друг за другом ходят, как ниточка за иголочкой, они друг без друга не могут. Каждый из нас христианином когда-то стал по одной причине: влюбившись в Евангелие, влюбившись в Христа и Его слово. А потом куда-то это делось, ушло. И наступило равнодушие, уныние, апатия, потому что мы где-то потрудились и что-то не получилось. Где-то споткнулись о свои собственные грехи, страсти и неумения, и куда-то это всё ушло. Осталась лишь внешняя форма без внутреннего содержания.

Великий пост — это как раз то время, которое должно помочь нам обновить чувство любви к Богу, к Евангелию и желание следовать за Христом. А пост и молитва должны этому помогать, иначе они бессмысленны, и в них нет ничего, кроме внешних форм. Они сами по себе ничего в жизни не меняют, если цель при этом — не любовь ко Христу и следование за Ним.

Каждый из нас в идеале должен быть влюблён во Христа и следовать за Ним, как нитка следует за иголкой. Каждый из нас поэтому и христианин, что он любит Христа больше всего в своей жизни. А это пока только слова — мы понимаем, что так было бы здорово, или, может быть, когда-то так было, или так было в какие-то определённые моменты жизни. Но это время для того и существует, чтобы такая любовь в нашей жизни появилась.

Для этого мы всё должны делать — и поститься, и молиться, и поклоны совершать, и в грехах каяться. Не просто перечислять какие-то свои недостатки, а, оставив что-то сзади, обновить свои отношения с Богом, начать их с нуля, с той исповеди, в которой мы дадим обещание и себе, и Ему больше не грешить и следовать за Ним всей своей жизнью. Всё это вместе и есть делание Святой Четыредесятницы, которое приводит человека к совсем другому состоянию, к обновлённому состоянию души, духа, сердца, которое меняет человеческую жизнь, помогает человеку обрести подлинную свободу от греха и подлинную радость общения с Богом.

Дай Бог, чтобы у нас с вами хотя бы в малой мере получилось что-то для этого сделать, чтобы каждый из нас во время поста не просто просчитывал, что он съел или не съел, сколько он раз помолился, сколько раз был на службе, а чтобы он измерял себя совсем другим итогом: на каком месте теперь Бог в его жизни, следует ли он за Христом, радостно ли ему идти за Ним или он остаётся равнодушным человеком, которому ничего не интересно. Дай Бог, чтобы эти перемены в нашей жизни происходили, чтобы мы не забывали о самой главной цели, ради которой существует это время, чтобы мы видели эту цель всегда перед собой и к ней стремились. И пусть Милосердный Господь поможет в этом каждому из нас.

Я ещё раз всех вас поздравляю с этими святыми и радостными для христиан днями Святой Четыредесятницы. Божие благословение всем вам!

0

Цитата дня

«

Радость есть признак совершения всякой правды.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100