Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

22 апреля 2017 г.

Митрополит Митрофан: Наши ожидания от Бога не всегда оправданны

Фомина неделя в СлавянскеВ канун Недели Антипасхи, уверения апостола Фомы, митрополит Горловский и Славянский Митрофан в сослужении духовенства епархии совершил всенощное бдение в Воскресенском храме Славянска. По окончании богослужения владыка обратился к горожанам с архипастырским словом.

Христос воскресе!

Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, отец настоятель, дорогие братья и сестры, я от всей души поздравляю вас со Светлой седмицей, с праздником Воскресения Господня!

Незаметно пролетела эта неделя, когда каждый день мы праздновали пасхальную ночь, совершали торжественное богослужение пасхальным чином. Завтрашний день называется Неделя Антипасхи, то есть первый воскресный день после праздника Светлого Христова Воскресения. В этот воскресный день Церковь, свидетельствуя нам о Воскресшем Христе Спасителе, показывает пример глубокой веры, которая, тем не менее, не была свободна от сомнения.

Очень часто Фому называют неверующим учеником. Но это поверхностное, неверное суждение. Сомнения Фомы были связаны не с легкомыслием, не с неверием, не с теми пороками, которые умаляют веру в человеке или делают его неверующим, безбожником. Его сомнения были связаны с глубиной потрясения, в котором он пребывал, потому что его любимого Учителя распяли. Все его надежды, которые были связаны с именем Христа, растворились, и он не видел впереди никакого будущего. Жизнь нужно строить заново. Ему казалось, что всё, во что он верил, окончилось на Голгофе, когда Тело умершего Спасителя сняли со Креста, отнесли в пещеру и привалили камень к двери гроба.

Вдруг он слышит, что ему говорят о Воскресении Христовом. Говорят его собратья, апостолы, такие же, как он, ученики Христовы. Но почему-то их слова для него не были настолько сильным и ярким доказательством, чтобы ему их хватило, и он мог бы с уверенностью и радостью поверить в то, о чём они говорят — а они говорили о том, что гроб пуст, и Христос воскрес из мертвых. И тогда он сказал им: я до тех пор не поверю вашим словам, пока не увижу Самого Воскресшего.

Для него вера не была чем-то незначимым, чем можно было бы пренебречь. Для Фомы с верой была связана вся его жизнь, всё его будущее. Это был самый главный выбор и самое главное решение в его жизни. И поэтому ему важно было убедиться, что он свою веру отдаёт не пустым обещаниям, а Тому, Кто действительно может повести за Собой.

Так и произошло — Господь явился ученикам, когда был вместе с ними Фома, и предложил ему, чтобы он подошёл к Нему и убедился в истинности Его Воскресения. И когда Фома увидел Христа Воскресшего, когда его сердце наполнилось радостью, ему уже больше ничего не было нужно. Он готов был следовать за Ним так, как он следовал во время Его земной жизни. Не просто, убедившись, что Христос воскрес, вернуться к своим повседневным занятиям, а отдать Ему всю свою жизнь, как он и хотел это сделать ещё тогда, когда Господь шёл в Иерусалим — а все знали, что Его ищут там, чтобы убить. Он тогда ещё сказал ученикам: «Пойдём и мы умрём вместе с Ним» (Ин. 11:16). Такой была сила его веры. Он готов был умереть за Христа. Ища Христа, он Его искал для того чтобы снова отдать Ему всю свою жизнь, а не просто посвятить Ему какой-то небольшой её кусочек.

Даже такая великая вера, как у Фомы, не была свободна от испытаний и сомнений. Даже тогда, когда, как Фома, человек готов всю свою жизнь отдать, иногда вера подвергается таким испытаниям. И мы не должны этих испытаний бояться и отчаиваться, когда такое случается в нашей жизни.

Нам иногда кажется, что мы верующие люди, и в разговоре с другими мы сами себя такими называем. Но, бывает, в нашей жизни случаются события, которые нашу веру колеблют, когда мы сами себя спрашиваем: а верующий ли я теперь человек? Так бывает, когда мы видим страдания невиновных, когда мы в своей жизни сталкиваемся с потерей родных, близких, с крушением всех надежд. Так бывает, когда человек сам себя спрашивает: Господи, что я ещё не сделал, почему Ты меня так испытываешь?

Мы с вами должны помнить о том, что не всегда наши ожидания от того, что должен нам дать Бог, равняются тому, что действительно Господь в нашей жизни посылает. Иногда такие разочарования происходят потому, что мы от нашей веры, от следования за Христом ожидаем совсем не того, что нам обещал Господь. Нам нужно внимательно читать Евангелие, Слово Божие. Мы не найдём там нигде обещания безбедной, благополучной жизни, счастливой, безболезненной, сытой старости, спокойного существования в мире и тишине.

Господь ученикам и Своим последователям обещал, что они будут в мире иметь скорбь. Обещал, что тот, кто будет исповедовать Его имя, может подвергнуться из-за этого гонениям. Говорил о том, что следование за Ним похоже на то, как преступник, осуждённый на казнь, несёт свой крест.

Мы часто забываем об этом и думаем, что пост, молитва, добрые дела нужны для того, чтобы благополучие было в этой временной, земной жизни. И когда случается какое-то испытание, какая-то болезнь, какая-то трудность, когда происходит какой-то удар по нашей спокойной жизни и повседневному благополучию, мы начинаем сомневаться: а где же тогда тот комфорт, к которому мы стремились? Где же те обещанные земные блага, которые, казалось, нам должны стать наградой за нашу добродетельную жизнь и добрые дела? Так бывает, когда мы невнимательно слушаем.

Апостолы тоже невнимательно Спасителя слушали и часто забывали о том, что Он им говорил. Он им говорил о Своих крестных страданиях, спустившись с горы Фавор и идя в Иерусалим, а они в этот момент между собой спорили о том, кто сядет от Него по правую и по левую сторону, когда Он станет земным царём. Люди иногда ошибаются, невнимательно слушают то, что говорит им Господь.

А у Иуды это вообще дошло до крайней степени: когда он понял, что Христос не собирается быть земным царём, брать Себе земную власть и этой земной властью пользоваться, утверждая благополучие в первую очередь их, ближайших учеников, а потом и всего Израиля — он до того обиделся на Спасителя — как же так? Я за Тобой пошёл, я от Тебя именно этого ждал, я Тебе посвятил три года своей жизни, всё время был вместе с Тобой, а теперь, оказывается, Ты идёшь на Крест и там собираешься умирать, и о каком-то духовном Царстве, а не земном, говоришь. Разве это мыслимо? — что пошёл и предал Его поскорей первосвященникам. А потом сам в этом раскаялся.

Иногда мы на Бога тоже обижаемся — мы Его о чём-то просили, чего-то от Него ждём, а Он эту нашу просьбу не исполнил. И наша вера начинает колебаться. Но к каждой просьбе мы должны добавлять и те священные слова, которые есть в молитве «Отче наш»: «да будет воля Твоя». Потому что именно так учил Господь нас молиться и просить Его обо всём. Не всегда мы видим то, что видит Господь, и не всегда мы сами о себе знаем то, что о нас знает Бог. Поэтому любая просьба к Богу должна заканчиваться словами доверия Тому, Кто всё знает о нас, Кто промышляет о нашей жизни и без воли Которого ни один волос не падает с нашей головы. И тогда не будет таких разочарований, о которых приходится часто слышать: вот, я просил, я ждал, я хотел, а Он не по-моему поступил, Он не исполнил.

Вера — это ещё и доверие. Нам нужно научиться доверять Христу. А что это значит? Кому мы с вами должны доверять? Тому, Кто ради нас пришёл сюда, на землю, и стал Человеком, Тому, Кто не от нас ждёт каких-то жертв и приношений, а Кто нам, ради нас и для нас Сам Себя приносит в жертву. Доверять Тому, Кто не остановился здесь, на земле, но даже и во ад сошёл, как мы поём сегодня за всенощной, для того чтобы всех, кто захочет быть с Ним, вывести оттуда и сделать Своими сотрапезниками и наследниками Своего Царства.

Нет никого во вселенной, кому мы могли бы доверять больше, чем Христу. И поэтому мы должны научиться это делать, даже если где-то нам бывает и трудно за Ним идти, и Его воля не совпадает с нашей волей.

Бывает, соблазном нашей веры становится жизнь верующих людей. Мы сами себя спрашиваем: а где же вокруг нас пример тех, которые живут по Евангелию, по вере, чтобы мы могли им подражать и тоже следовать по их пути? Не среди христиан ли бывают обиды, нестроения, распри и всякое непотребство? Даже апостол Павел, обращаясь к первой христианской общине, упрекал христиан, последователей Христа, что они, приняв имя Христово, не перестали жить как язычники. Но это происходит не только в среде христиан.

Много людей своё собственное безделье, свою собственную лень, свою собственную неспособность что-то менять в своей жизни часто перекладывают на плечи других людей и обвиняют не себя, а те обстоятельства, которые их окружают. Так бывает с детства. У ребёнка спрашивают: а почему ты так плохо себя вёл? Он не берёт на себя ответственность, а говорит: потому что все вокруг себя так плохо ведут.

И если человек не перерастёт это детство, если он и взрослым таким остаётся, то у него появляется привычка во всех своих трудностях, несчастьях, бедах, ошибках и даже в личных грехах винить не самого себя, а то окружение, в котором он находится. Но если мы возьмём в руки Священное Писание, то мы опять увидим: рядом с кем находился Иуда? Рядом со Спасителем и апостолами. И это не помогло ему удержаться от греха — он, к сожалению, несмотря на такое замечательное окружение, стал предателем.

А рядом с кем находились блудники, мытари или та женщина, которая пришла и возлила миро ароматное на ноги Христу? Они находились в своём кругу людей, которые были безбожными и жили далеко не нравственно. Но это не помешало ей прийти ко Христу, перед Ним исповедать все свои грехи и отдать Ему всю свою жизнь. Поэтому не нужно никогда винить окружающих в своих неудачах.

Не надо никогда в окружающих событиях находить оправдание или для хорошего, или для плохого, что случается в нашей жизни. Надо научиться быть взрослыми и за всё, что в нашей жизни происходит, брать ответственность на самих себя, уметь выбирать, уметь за этот выбор нести ответственность, этот выбор ценить и дорожить им. Именно такими должны быть христиане, потому что для нас Христос — и есть наш выбор.

Если мы назвали себя христианами, значит, это говорит о том, что мы решили в своей жизни, следуя за Христом, Ему подражать, быть на Него похожими. Значит, в нашей жизни вера в Воскресшего встала на самое главное место. А раз мы решили так жить, значит, мы должны и на свою жизнь обращать внимание — соответствуем ли мы этому выбору — а не ссылаться на жизнь окружающих, и быть готовыми, следуя за Христом, терпеть, если следовать за Ним бывает неудобно и некомфортно в каких-то обстоятельствах.

В сегодняшний день я желаю крепкой веры в сердце каждого из нас, чтобы мы, сделав выбор следовать за Воскресшим Христом, никогда от него не отступали и не соблазнялись, чтобы вера наша укреплялась добрыми делами, а любовь к Богу согревала наши сердца! Поздравляю вас с праздником Светлого Христова Воскресения! Христос воскресе!

Цитата дня

«

Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100