Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

03 марта 2017 г.

Митрополит Митрофан: Может, тебе захочется вспомнить, что значит быть человеком?

Литургия Преждеосвященных Даров в СлавянскеВ пятницу первой седмицы Великого поста митрополит Горловский и Славянский Митрофан и архиепископ Краснолиманский Алипий совершили Божественную литургию Преждеосвященных Даров в Александро-Невском кафедральном соборе Славянска. В конце богослужения митрополит Митрофан обратился к присутствующим архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Поздравляю всех вас с окончанием первой седмицы Святой Четыредесятницы! Это особое время, и богослужение совершается по-особому. Кроме чтений апостольских и евангельских мы в дни Святой Четыредесятницы слушаем ещё и чтения ветхозаветные. Во время вечерни, которая совершается каждый день, на первой седмице нам читают первую главу книги Бытия. В ней раскрывается величественная и прекрасная картина того, как Господь Своим словом из небытия в бытие привёл этот мир, сотворил Небо и землю, и всё, что населяет их.

Если мы посмотрим на нашу землю в свете тех знаний, о которых и мечтать не могли люди того времени, мы узнаем удивительную вещь о нашей планете и о нас: мы — маленькая точка в той системе, которая называется Солнечной, и ещё меньшая точка в масштабах более глобальных, ещё менее заметная точка — в масштабах всей вселенной.

Удивительным образом описание того, как Бог сотворил этот мир, показывает нам, что среди этих значительных расстояний, огромных масштабов, духовный центр вселенной — наша маленькая планета, маленькая точка, которую мы собой представляем во вселенной. А на этом земном шаре центр бытия, самое главное существо — человек, мы с вами. Это трудно осознать умом и в этот трудно поверить, особенно когда мы видим войны, несправедливость, всякие соблазны, которые нас заставляют задумываться: ну что же с человеком такое происходит? Зачем он вообще на этой земле живёт, когда мы видим голодных, умирающих, больных, несправедливо обиженных? В это трудно поверить, но это так.

Человек — самое дорогое существо во всей этой необъятной вселенной. И он — центр этой вселенной, несмотря на свои маленькие размеры, несмотря на небольшие размеры той планеты, на которой живём мы с вами. Именно здесь, на этой планете произошло удивительное событие: Всемогущий Бог стал человеком, принял человеческую природу, сошёл на землю для того, чтобы спасти каждого из нас.

В сегодняшний день Церковь этим ветхозаветным чтением и воспоминанием этого события говорит о том, что каждый из нас бесконечно дорог Богу, что мы для Бога — та вселенная, ради которой Он сотворил весь окружающий мир, весь космос и всё то необъятное, что даже не может постигнуть наш ум. Мы — самое дорогое, что есть в этом тварном мире. Ради нас Бог стал человеком и пришёл в мир, ради нас Он воплотился.

Ради нас Он и умер на Кресте, и каждому из нас даёт Своё Тело и Кровь, которых мы причащаемся за Божественной литургией. А что это говорит каждому из нас? Это каждому из нас напоминает о том, что у нас есть Небесный Отец, что мы не одиноки здесь, на этой земле, мы не чужие, наше появление здесь не случайно. Ни один человек, который дышит, который живёт на земле, случайно не появился. Да, у человека есть свобода вольно распорядиться своей жизнью. Да, человек сам решает, с Богом ему жить или без Бога. Да, человек сам выбирает, как ему поступить. Но он Богу не чужой, он Ему родной и близкий. И об этом нам хочет сказать Церковь в первую неделю Святой Четыредесятницы.

Нам предлагается в течение небольшого времени, каких-то сорока дней пожить так, как если бы мы уже были святыми, то есть всю свою жизнь захотели отдать Богу. Каждому из нас предлагается возможность: попробуй, не весь год, не всю жизнь, а вот такое короткое время поживи свято. Делай добро, воздерживайся от греха, люби Бога и ближнего. Попробуй так прожить хотя бы дни Великого поста.

И для того, чтобы мы это могли сделать, для того, чтобы мы на это решились, Церковь напоминает нам о том, кто мы в этой вселенной — мы дети Божии, мы самые главные существа во всём этом необъятном мире. Она напоминает нам о том, что Отец Небесный любит нас, Он нас в центр этой необъятной вселенной ставит. Для чего? Чтобы нам легче было делать то, что мы должны делать в дни поста. Чтобы нам легче было бороться с самими собой, отказаться от греха. Чтобы мы не боялись это делать, потому что у каждого из нас есть высокое звание, высокое предназначение — быть с Богом и здесь, на земле, и в вечности.

Каждый из нас должен за свою жизнь научиться выбирать самое главное. Бывает, что мы между тем, что делать легко, и тем, что правильно, выбираем то, что легко. Но надо подумать, а какой выбор правильный? Да, может быть нелегко. Да, может быть некомфортно, а к комфорту мы уже привыкли и ставим его во главу угла. Но разве комфорт — это самое главное в нашей жизни? Разве нет ничего такого, что может быть выше любого комфорта и любых земных благ?

Нам очень нужно вспомнить, кто мы. Нам очень нужно вспомнить, каково наше место. Человек привык думать, что он — затерянный где-то и никому не нужный, и вся его жизнь ограничена коммунальными платежами, законами и заботами о завтрашнем дне, как ему прожить, что съесть, что попить, куда завтра пойти и во что одеться. И тут мы заходим в храм, и нам Церковь говорит: да ты вообще центр вселенной! У тебя другое призвание — ты призван быть с Богом. Весь мир, который сотворён, и весь космос — меньше, чем ты. Хотя по размерам больше, но по значению — меньше. И это Церковь каждому из нас рассказывает сегодня и всю первую седмицу.

Да, ты можешь от этого своего призвания отказаться. Да, ты можешь вернуться к своим прежним заботам о комфорте, о повседневной жизни, о том, чтобы приобрести новую квартиру или поклеить новые обои. Но может, тебе захочется вспомнить, что значит быть человеком? Может, тебе захочется вспомнить о своём царском величии, о том, что ты был в раю когда-то поселён Богом, о том, что ты был самое лучшее Его творение, в которое Он вдохнул дух жизни, и это отличает тебя от всех сотворённых существ во вселенной?

Нам Церковь напоминает о нашем достоинстве, говорит нам о том, что, кем бы мы сегодня ни были, как бы мы далеко от Бога ни ушли своей жизнью, это всё — о нас, книга Бытия — о каждом из нас. Мы все — потомки Адама. Господь о каждом из нас такой промысл имел, чтобы мы были с Ним вечно, но мы про это забыли, мы от этого отказались.

Мы избрали себе другой путь — путь жизни без Бога. Но к чему это привело, мы сегодня видим и можем дать этому оценку. Грех, неправда, вражда, войны и всё остальное, что с этим связано. Это следствие только лишь одного — отказа человека от своего высокого царского достоинства, отказа человека жить с Богом. А нас Церковь хочет вернуть обратно, к нашему прежнему достоинству, к тому, что есть у каждого из нас, независимо от того, бедные мы или богатые, занимаем какую-то большую должность или нет, имеем хорошее образование или плохое. Каждый из нас это царское достоинство имеет. И для того, чтобы оно в нас раскрылось, нам нужно только одно: Бога поставить на первое место в своей жизни.

Бог никогда не забывает о человеке. Даже когда люди забывают о Боге, Он Своим промыслом устраивает так, что всё то зло, неправду, которые мы совершаем по своей воле, восставая против Бога, Он обращает нам на пользу.

Почему мы празднуем каждый раз в конце первой недели Поста память святого великомученика Феодора Тирона? Вы видите, посреди храма стоит коливо, которое будут освящать.

Когда император Юлиан узнал о том, что христиане строго постятся, он решил над ними посмеяться. Просто пошутить, ему это удовольствие доставляло. Он приказал все продукты на рынке окропить идоложертвенной кровью. Животных приносили в жертву идолам, а потом этой кровью окропляли. Как мы окропляем святой водой плоды в день Преображения или куличи на Пасху, так этой кровью язычники окропляли всё, что есть на базаре, и оно тогда становилось, по их мысли, посвящённым идолам. А когда христиане придут, съедят всё это, они станут идолопоклонниками, по их верованию.

Епископу явился святой великомученик Феодор и сказал: «Возьми пшеницу, которая у тебя есть, свари её, раздай людям после службы и скажи им, чтобы они на рынок в этот день не ходили и ничего там не покупали, а ели то, что у них есть.

Казалось бы, это частный случай и частная история. Если бы христиане съели идоложертвенное, ничего бы страшного с ними не случилось. Это Юлиан думал, что он что-то для них сделал что-то плохое. Апостол сказал: «Идол в мире — ничто» (1 Кор. 8:4). Это пустое место, потому что его нет. Но могли бы люди огорчиться? Они бы себя неприятно чувствовали, когда об этом узнали? И Господь посылает Своего мученика и исповедника, чтобы он предупредил архиерея, чтобы люди не были голодны и огорчены.

Этот такой простой маленький пример как раз рассказывает об очень больших и важных вещах: что даже если в таких мелочах Господь заботится о нас, проявляет Свой промысл и Своё внимание, тем более во всём остальном. Ведь самое важное Бог для каждого из нас уже сделал: каждый из нас, если только он захочет, может с Ним разделить вечность, войти в Царство Божие, победить грех, быть причастником Его Тела и Крови, жить с Ним в мире, единстве и любви, вернуть себе то царское достоинство, которое человек утратил через грехопадение.

Всё остальное по сравнению с этим уже не так важно — богаты мы или бедны, больны или здоровы, на каком языке говорим, в какой стране родились или сколько лет прожили, в младенчестве человек, в отрочестве или в зрелом возрасте отошёл к Богу. Самое главное уже есть. Но даже в бытовых вещах, даже в том, что поесть, Господь продолжает о нас заботиться, несмотря на то, что во вселенной мы всего лишь песчинка. Землю не заметишь, если её нарисовать на карте космоса, но именно здесь мы с вами живём, именно сюда пришёл Господь, именно здесь Он стал Человеком и воскрес из мертвых, и именно здесь каждый из нас при желании возвращается к Нему, становясь тем, кем Господь каждого из нас создал.

Вот о чём Церковь рассказывает нам на первой седмице Великого поста, чтобы мы вспомнили о нашем достоинстве, о том, кто мы. Чтобы мы в сердце своём испытали тёплое чувство любви и благодарности Богу и с этим чувством провели весь пост, трудясь, исправляясь, делая что-то для Бога, меняя как-то свою жизнь.

Ни один человек никогда не поменялся и не отказался от греха только потому, что его пообещали наказать. Страх никого не меняет, а любовь меняет. Любовь может изменить всё. Дай Бог, чтобы каждый из нас об этой любви Божией к нам всем помнил, чтобы эту любовь и благодарность за эту любовь носил в своём сердце, делал то малое, что может, ради того великого, к чему мы призваны и что каждому из нас подарил Господь.

Всех вас поздравляю с Постом! Божие благословение пусть пребудет со всеми вами!

Цитата дня

«

Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100