Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Священник Димитрий Паламарчук

«Гран Торино». Меняться никогда не поздно

Гран ТориноСегодня кино для вечера рекомендует священник Димитрий Паламарчук, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Доброполья. Смотрим «Гран Торино». Почему? — читайте в обзоре.

Заметил, что в православной среде сложилось настороженное отношение ко всему американскому. Признаюсь, я очень люблю американский кинематограф, особенно периода нулевых. Мне кажется, что затрагиваемые им проблемы — во всяком случае, в тех фильмах, которые я люблю, — очень актуальны и сегодня. Не стала исключением и замечательная режиссёрская работа Клинта Иствуда, о которой мы сегодня поговорим.

«Гран Торино» — это модель автомобиля, выпускавшегося в 1970-х годах на заводе «Ford», но кино не об этом. Фильм посвящён в первую очередь метаморфозам человеческой души. Не имея поддержки близких, человек замыкается в себе, и ему тяжело переступить барьер отчуждения, даже когда эту поддержку ему оказывают. Мы видим историю человека, который отодвигал близких на задний план и которого так же отодвигали. Зритель по мере просмотра понимает, чем закончится фильм, но в финале сидит и недоумевает, потому что развязка совершенно непредсказуемая.

Я заметил, что в среде верующих принято делить литературу, музыку и кино на «православные» и «неправославные». Мне кажется, искусство уместнее рассматривать в контексте, христианское оно или нет — и в этом разрезе «Гран Торино» несёт явный христианский посыл. Люди, боящиеся американской культуры, забывают, что выросла она на христианской почве. Поколение, показанное в фильме, помнит ценности, на которых оно росло. В Евангелии сказано, что Господь и ради пяти праведников сохраняет город, и сейчас можно смело утверждать, что в Америке есть люди, которые способны показать красоту христианских ценностей. Клинт Иствуд снял именно такой фильм.

Картина многоплановая, затрагивает множество важнейших вопросов жизни каждого человека. Она о проблеме отношений поколений — не только отцов и детей, но и дедов и внуков. Конфликтуют все со всеми, а причина этих конфликтов — в элементарном незнании того, чем живут близкие. Один из героев признаётся: самое тяжёлое в его жизни — то, что он не знает своих детей. Это очень важный момент. Наше общество загнано в такие условия, когда родители вынуждены много работать в ущерб общению с детьми. Один мой знакомый сказал: «Я начал работать, когда мой сын пошёл в школу, и практически не видел его восемь лет. Он закончил восьмой класс, и всё это время я приходил, когда он уже спал, а он уходил, пока я ещё спал». То же произошло и в фильме Иствуда. Я уверен, что его нужно смотреть именно супругам, и православным верующим в том числе. Он даст хороший повод посмотреть на свою жизнь с иного ракурса, задуматься о том, чем мы живём в реальности — а не в своих представлениях о своей жизни.

Вопросы веры и неверия в картине тоже затрагиваются. Обратите внимание, что герой говорит о причине посещения церкви — и сделайте выводы. Удивительно, как жертва ради любви меняет человека, и семена, упавшие в, казалось бы, сухую почву, дают свои плоды.

Ещё одна важная тема — это тема человеческого одиночества. Люди остаются одни, когда чувствуют свою вину. Им страшно открыться, они не умеют найти общий язык со сверстниками. Найти близкую душу трудно, но оказывается, в жизни иногда можно обрести друга в человеке, с которым, как кажется, не связывает ничего общего.

Многие могут обвинить фильм в том, что там много ругаются, есть грубость, жёсткость. Но давайте оглянемся вокруг. Разве наша жизнь не полна того же? Такие фильмы потому и ценны, что показывают обычную жизнь и проблемы, с которыми мы сталкиваемся каждый день.

Следующая важная проблема фильма, затронутая Иствудом-режиссёром, — тот факт, что зачастую мы закрываем глаза на то, с чем сталкиваемся. Нам кажется, что нас это не касается — не у меня же проблемы, не меня бьют. Для христианина будет очень важным посмотреть и ответить себе, хватит ли у него смелости не пройти мимо чужой беды и помочь. Готовы ли мы на жертву? Смелы ли мы?

Что ещё нужно увидеть в фильме? — идею, что меняться никогда не поздно. Каждый может исправиться даже на пороге смерти. Когда говорим о ком-то «горбатого могила исправит» — мы утверждаем: «Покаяния нет!» — забывая о святой Марии Египетской, благоразумном разбойнике и многих других, попавших в Царствие Небесное. Фильм «Гран Торино» о том, что люди не очень изменились за два тысячи лет, пороки у них те же — но и возможность подвига та же.

Беседовала Екатерина Щербакова

Читайте также:

«Чернобыль». О тех, кто просто спасал мир

«Находка». Что человек нашёл на самом деле?

 

Цитата дня

«

Бог не закрывает двери Своего милосердия для тех, кто стучит со смирением.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100