Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Господь показал нам спасительную силу страдания

31 марта епископ Горловский и Славянский Митрофан совершил пассию в храме Рождества Пресвятой Богородицы Краматорска. После чтения акафиста Страстям Христовым владыка обратился к духовенству и прихожанам с архипастырским словом.

В дни Великого Поста по церковной традиции принято в воскресный вечер совершать особенное богослужение, которое именуется пассия, от латинского слова passio — «страдаю». Это богослужение посвящено воспоминанию крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа. И, хотя ещё не наступила Страстная седмица — Великий Четверг и Великая Пятница — но слова акафиста и Священного Писания, которые мы читаем, ставят наш ум и наше сердце перед Крестной Жертвой Христа Спасителя, Который пострадал «нас ради человек и нашего ради спасения».

Когда человек пытается своим умом постичь тайну Крестного подвига Спасителя, он всё равно не может до конца понять, почему именно таким способом Богу было угодно спасти человеческий род. Человек спрашивает и сам себя, и очень часто можно слышать, как этот вопрос задают люди священнослужителям: «Разве нельзя было Богу избрать какой-то другой способ для того, чтобы спасти человека? Зачем потребовалось идти на Крест, проливать Свою Кровь и терпеть то, что Господь претерпел? Для чего это было Ему необходимо? Будучи премудрым, разве Господь не мог поступить по-другому?»

Если мы будем пытаться отвечать на этот вопрос, руководствуясь мудростью человеческой и опираясь на свои собственные представления, которые мы имеем о том, как правильно и как неправильно, то мы, конечно же, зайдём в тупик. Как Крест был непонятен иудеям, для которых это был соблазн, и как непонятен он был эллинам, для которых это было безумие, так непонятно будет и нам с вами. Но что же нужно для того, чтобы мы осознали и уразумели тайну страданий Христовых?

Нам нужно внимательно слушать Слово Божие, и тогда мы начнём видеть не то, о чём мы сами догадались или додумались, а то, что Господь нам открывает об этой тайне. А Слово Божие таково: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Когда мы внимательно читаем Священное Писание, мы видим, что страдания, которые Господь претерпел на Кресте, являются Его добровольной Жертвой, которую Он принёс за грехи всего мира. «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её. Никто не отнимает её у Меня, но Я Сам отдаю её», — так мы читаем у апостола Иоанна Богослова слова Христовы, обращённые к ученикам. — «Имею власть отдать её и власть имею опять принять её» (Ин. 10:17-18).

В Гефсиманском саду, когда Пётр выхватывает меч, чтобы защищать Спасителя, Господь говорит ему: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф. 26:52-53). На суде у Пилата, когда Пилат спрашивает: «Мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?» — Господь отвечает: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин. 19:10-11).

Но почему же тогда Господь позволяет так поступить? Почему Он добровольно отдаёт Себя в руки грешников, чтобы быть распяту, быть унижену? Ответ на этот вопрос такой: для того, чтобы показать нам спасительную силу страдания и жертвенной любви.

Человек после грехопадения оказался в рабстве у греха, в рабстве у болезни, у своих собственных страстей, и освобождение от этого рабства неизменно проходит через скорбь и страдание.

Каждый раз, когда человек вступает в борьбу с любой из своих страстей, он терпит страдания. Гордый человек страдает от своей гордыни, самолюбивый — от своего самолюбия, жадный — от своей жадности, завистливый — от своей зависти. И если человек не даёт страсти находить выход, если он её не удовлетворяет, он мучается.

Если курильщик хочет покурить, а ему не дать сигарету, он начинает мучиться, начинает страдать. Если болтливому человеку сказать: «Помолчи час», — он лопнет, но ему надо хоть что-то сказать, хоть какое-то слово. Он не может молчать, и он страдает. Если человека ленивого заставить трудиться — он тоже страдает и мучается. Если человека, который привык врать, заставить говорить правду — он тоже будет испытывать неимоверное страдание.

Если чревоугодника заставить поститься — он не сможет поститься и будет страдать оттого, что на столе нет любимых продуктов. И можно этот список бесконечно продолжать. Страсти наши нас мучают. Оказавшись в их плену и получая только от них радость и удовольствие, мы оказались в том состоянии, в котором мы не знаем настоящей радости и настоящего счастья.

Нужно очистить сердце от греха, освободить от страстей, чтобы в него вошла благодать Божия и засиял Божий Свет. И Господь, конечно же, знает, что решившись бороться с грехом, со своими страстями, мы будем страдать. А для того, чтобы наше страдание не приводило нас к отчаянию, Он Сам первый прошёл по этому пути, добровольно приняв страдания на Свои плечи.

Следствием того, что мы в рабстве у греха, являются скорбь и страдания. А Бог так премудро всё устроил, что теперь страдание, принимаемое с благодарностью Богу, принимаемое добровольно, подобно тому, как Господь его принял, становится для нас не наказанием за грех, а спасительным лекарством, которое очищает наши души от греха.
И всё это благодаря тому, что Господь промыслительно премудро именно таким образом изволил освятить страдания и через страдания и Крест спасти род человеческий. То, что раньше нас убивало, теперь становится для нас дорогой к вечной жизни. И в этом Промысл Божий о роде человеческом.

Нам с вами нужно научиться не бояться той скорби, которая возникает в нашей жизни, когда мы решаемся бороться с грехом, и находить силы, глядя на Крест Господень и на страдания Христовы, ограждая себя крестным знамением и призывая силу Честного и Животворящего Креста. Нам нужно научиться с благодарностью Богу воспринимать всё то, что случается с нами на жизненном пути, и что мы называем тем крестом, который Господь нам даёт нести. Тогда мы обретаем духовную силу, тогда мы обретаем очищение от грехов, тогда наши сердца становятся другими, а это и есть самое главное.

Мы сегодня молились о том, чтобы Господь, Который весь день был изъязвленным, мучился и страдал, сокрушил наши сердца и нашу гордыню, чтобы в наших сердцах тоже появились любовь, добро, милосердие, смирение, кротость и молитва. И мы верим, что Господь нашу молитву слышит. Тому, кто действительно этого хочет, кому действительно это нужно, Господь помогает очиститься от греха и обрести благодать и силу.

Дай Бог, чтобы в дни поста мы не унывали и не ослабляли несение подвига, чтобы мы не противились Богу, когда Господь попускает нам что-то потерпеть для нашего спасения. Выше сил, больше того, что мы можем понести, никому из нас Бог не даёт.

Если бы нам самим предлагали выбирать, какой крест нести, мы бы все выбрали неправильно. Мы по гордости взяли бы побольше, чтобы получить большую награду, и не донесли бы, а упали бы через несколько шагов. Поэтому Господь нам не даёт выбирать, Он знает, что мы ошибёмся. Он дает нам Сам столько, сколько у нас есть сил понести, зная каждого из нас. Поэтому нужно не роптать, а благодарить Бога за всё, что с нами происходит, не бояться подвига, а в меру сил трудиться, изгоняя из своей жизни всё злое и греховное. Пусть в этом поможет нам сила Честнаго и Животворящего Креста.

Пусть Господь поможет нам попоститься, потрудиться и с радостью встретить праздник Светлого Христова Воскресения!

0

Цитата дня

«

Не связывай свободы своей тем, что служит к наслаждению, чтобы не сделаться тебе рабом рабов.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100