Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Протоиерей Сергий Капитоненко

Есть ли у человека судьба?

СудьбаМожно ли православному человеку верить в судьбу? Как она соотносится с промыслом Божьим? Что определяет жизнь человека? Над темой размышлял протоиерей Сергий Капитоненко, клирик Троицкого собора Краматорска.

Однажды во время гонений на первых христиан один из палачей спросил святого мученика Трифона Апамейского: «Предстоящий пусть скажет нам свое имя, отечество и фортуну (судьбу)». Святой же отвечал: «Имя мое — Трифон, отечество мое — селение Кампсада, близ города Апамеи, фортуны же мы не признаем, ибо веруем, что всё совершается по Божию Промыслу и неизреченною Его мудростью, а не фортуною, и не зависит ни от течения звезды, ни от случая, как веруете вы» (Страдание святого мученика Трифона. Жития Святых в изложении Димитрия Ростовского).

Итак, ещё мученик Трифон в III веке дал ясно понять своим мучителям, в чём именно состоит отличие новой христианской веры от старой языческой.

«Неотвратимый рок», «слепая судьба», «стечение обстоятельств» — мы часто слышим эти выражения в своей повседневной жизни. Но почему же ещё первые христиане чётко понимали несовместимость данных явлений с истинной верой? Почему эти выражения мы не встречаем в творениях святых отцов или у христианских православных писателей?

Мне кажется, что ответ, данный мучеником Трифоном, это объясняет.

Вера в «судьбу» и вера в Божий промысл несовместимы, ибо они входит в резкое противоречие друг с другом. Первая предполагает предопределённость грядущих событий и, как следствие, неизбежность, невозможность их изменить. Вера в Бога утверждает полную свободу творчества человека, в том числе — и в творении своего будущего.

Ещё древние христиане отчётливо понимали, что будущее не зависит ни от положения звёзд на небе, ни от свежего гороскопа, ни от популярного столичного астролога.

Да, действительно, мы не можем выбрать, где и когда родиться, но у нас есть свободный выбор между добром и злом. Перед каждым человеком лежат две дороги, и ему предстоит не только выбирать, по какой именно пойти в своей жизни, но и пожинать плоды своего выбора. Это отличает нас от согласия с так называемой «судьбой», которую, в отличие от многих наших современников, первые христиане воспринимали как языческое мракобесие, ибо уже познали истину, открытую в Евангелии: Воскресением Христовым весь человеческий род был освобождён от власти греха и смерти.

А если это так, то не может быть никакого «предопределения будущего», никакой «фортуны», никакого «плена судьбы». С тех пор сам человек определяет свою грядущую участь. Понимание этого вдохновляло на подвиги первых христиан.

Мы тоже должны осознать реальный смысл понятия «несение своего креста» и его отличие от так называемой «судьбы». Да, действительно, каждый христианин несёт в жизни свой крест, свои жизненные испытания, которые посылаются Богом для нашей пользы и спасения. И нужно понимать, что благой промысл Божий — это совсем не «слепая судьба», а забота любящего отца о своих детях. Именно поэтому единственное предопределение для христианина может звучать только как слова апостола Павла: «Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1 Фес. 4:7).

Цитата дня

«

Бог не презирает молитвы, но желания их иногда не исполняет единственно для того, чтобы по Божественному Своему намерению устроить все лучше.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100