Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Протоиерей Александр Хворост

Для чего нужны священники?

СвященникКогда появилось священство? Какие перемены происходили с этим институтом со временем? Как повлиял на него Христос? Правда ли, что священник не может совершать таинства без благословения епископа? Кому мы исповедуемся? Правы ли те, кто не ходит в храм, потому что священники сейчас плохие? Ответил протоиерей Александр Хворост, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина г. Дружковки.

 

Священство Ветхого Завета

Священство — очень интересное и специфическое явление, известное ещё с Ветхого Завета, причём до Великого потопа. Говоря о священниках, я имею в виду служителей Живого Истинного Бога, а не всевозможных шаманов, жрецов, языческих служителей и тому подобных. Ветхозаветное священство делится на два периода: до Моисея и после, когда произошло качественное изменение священнического служения.

До Моисея священником мог быть глава рода, князь, старейшина. Например, Авраам приносил жертвы Богу, будучи пророком. Он жил обыкновенной жизнью кочевника, когда ушёл из своего родного города. Был главой своего рода и при этом возносил молитвы, общался с Богом. Таким же священником был и Иов Многострадальный. Сказано, что он возносил жертвы за своих детей, и потому совмещал функции главы рода и священника. Особо хотелось бы обратить внимание на Мелхиседека, царя Салимского (Салим — это древнее название Иерусалима), который тоже был священником Бога Живого. Когда Авраам возвращался после военного похода по освобождению своего племянника Лота, Мелхиседек встретил его и преподнёс хлеб и вино, став прообразом Христа.

Во времена Моисея ситуация меняется. Господь приказал ему поставить священником брата Аарона. Тогда священство выделилось в отдельное сословие. Задачей священника становится совершение положенных молитв и в целом религиозного культа. Он занимается сугубо храмом, богослужением и всем, что с этим связано. В таком виде священство существовало до времён Христа. Мы знаем, что тогда были священники, первосвященники, левиты. Священником невозможно было стать — им надо было родиться, быть из рода Аарона.

В древние времена не было необходимости выделять священство в отдельное сословие. Люди жили натуральным хозяйством, простой жизнью, в которой мало что менялось. По мере развития общества, разделения труда и возникновения классовых отношений священство выделилось в отдельное сословие, которое занималось исключительно вопросами религиозными. С тех пор священство начало играть важную роль в жизни общества, которое на протяжении долгого времени было религиозным. В той или иной мере вера пронизывала и определяла отношения в социуме. В светском обществе, в каком мы сейчас живём, такого нет.

 

Подготовленные Спасителем

В Новом Завете мы наблюдаем качественное изменение священства. Приходские священники появляются самыми последними в Церкви, а первыми были епископы — преемники апостолов. При жизни апостолы рукополагали диаконов, которые должны были проповедовать и заниматься насущными делами. А священники — пресвитеры, старейшины церковных общин — появились позже как помощники епископов.

Почему Христос не взял в число апостолов ни одного из ветхозаветных священников? Никто из апостолов не имел священнического достоинства, хотя в то время было много достойных и глубоко верующих священников. Например, Гамалиил, Иосиф Аримафейский, Никодим входили в религиозную элиту того времени. Думаю, ответ заключается в том, что «не вливают …вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое» (Мф 9:17). Спаситель обновил священство. Он готовил учеников перед тем, как они приняли благодать Святого Духа и фактически стали первыми епископами. Однако апостолы непродолжительно выполняли функции епископов — пока проповедовали и трудились. Когда же они уходили, то оставляли преемников. Так что новозаветное священство было по-новому воспитано и подготовлено Самим Спасителем.

 

Делегированные полномочия

Острая нужда в священстве в новозаветной Церкви появилась, когда общины стали многочисленными. Апостолы и поставленные ими епископы уже не могли обслуживать всех нуждающихся и физически присутствовать рядом с ними. Потому они рукополагали священников, которым делегировали часть полномочий. Так происходит и по сей день: по благословению епископа священник служит в том или ином храме, и без благословения он не имеет права служить нигде больше. Священники не могут самостоятельно совершать таинства, они делают это также по благословению епископа. Священнику делегируется часть полномочий епископа — в частности, совершение таинств Евхаристии, крещения, венчания и некоторых других. А вот таинство священства священник совершать не может.

 

О многозадачности

В современной жизни на приходе на священника возложено множество разноплановых функций и задач. Если посмотреть устав, то у настоятеля около двенадцати обязанностей, которые он должен выполнять: совершать святые таинства, регулярно проводить богослужения, учить слову Божьему, следить за порядком в храме и качеством пения, чтобы всё соответствовало церковной традиции, представлять Церковь в разных сферах светской жизни и так далее. Священник — это организатор приходской жизни, стержень, на котором очень многое держится. В тех местах, где служат мудрые священники, приход цветёт и развивается.

 

Вера и Церковь живы

Наш народ православный на генетическом уровне. Да, сейчас больше невоцерковлённых людей, но многие всё же находят дорогу в нашу Церковь, принимают крещение и крестят своих детей, стремятся отпеть своих родственников, обращаются за помощью в решении различных жизненных вопросов. Большая часть жителей нашей страны пусть не регулярно, на праздники, но ходит в храмы. Люди чувствуют, где священник искренне занимается своим делом, к такому батюшке тянутся. От священника ждут, что он будет верующим, неравнодушным и бескорыстным. Я всегда удивлялся тому факту, что даже нецерковные люди всегда очень тонко чувствуют отсутствие названных качеств у священника.

Меня радует, что современные люди всё-таки находят дорогу в храм. Сколько было сил приложено для уничтожения Церкви, сколько вылито грязи, как часто её пытались дискредитировать! Какой мощной была машина советской пропаганды! Это продолжается и сейчас — в СМИ, в интернете. Тем не менее — веру не вытравили. Да, в храмах сейчас не так много прихожан, как хотелось бы, но это дань времени: Украина живёт очень тяжело, в стране высокая смертность, множество разных проблем, но всё же Святая Православная Церковь — родная для большинства наших граждан.

 

Маленькая лошадка

Священник — это самый маленький человек в структуре епархиального устройства, но фактически благодаря ему всё движется. На священника сейчас возлагается всё больше обязанностей, потому что жизнь становится всё сложнее: общество становится более светским и более атеистическим, мы живём в ситуации религиозной конкуренции — вокруг довольно много «церквей», которые именуют себя православными, а также сектантов. Священник должен отвечать на вызовы современного мира, нести слово Божие прихожанам, молодому поколению через работу воскресной школы и молодёжных организаций, заниматься миссионерством, социальным служением, решать текущие вопросы, находить время на молитву, прихожан, семью, содержание храма — словом, быть рабочей лошадкой, которая тянет очень тяжёлый груз. К счастью, он делает это всё не своими силами, но силой благодати Божией. Господь никогда не оставляет Своих священников, но всегда посылает им людей, которые подставляют своё плечо.

 

ИсповедьКто в храме главный?

Важно помнить, Кто главный в Церкви. Приходя в храм, мы видим священника, но не видим Бога. Он незрим для человека, но именно Христос — глава нашей Церкви, всё ради Него и всё к Нему ведёт. Я категорически против того, чтобы священника обожали, оказывали ему особый почёт. Да, с ним проще построить отношения, чем с Богом, но мы призваны к другому.

В советские времена и вплоть до сегодняшнего дня самым доступным способом общения со священником была и остаётся встреча у аналоя за исповедью, где можно не только покаяться, но и поделиться болью, попросить совета. Эта традиция сформировалась в годы СССР, когда в другое время побеседовать с батюшкой не было возможности. Сейчас люди могут связаться со священником в любое время.

Священник — не строгий учитель или судья, который будет ругать, казнить, выносить приговор. Он в большей степени собрат по несчастью. Господь специально поставил священниками простых грешных людей, чтобы они могли понять и принять человека. Они живут той же жизнью, имеют такой же жизненный опыт и понимают своих прихожан. Их задача — научиться принимать паству, как это делал Христос. К таким священникам тянутся. Неслучайно нас называют батюшками — потому что священник действительно как отец: он и поймёт, и простит, и совет даст, и поругает, если надо. У него со всеми прихожанами устанавливается духовное родство, а оно даже выше родства кровного.

Нередко люди полагают, что они исповедуются священнику, но это не так. Исповедуемся мы все Богу, а священник только свидетель покаяния. Ему дана власть отпускать грехи — потому и произносит он слова разрешительной молитвы: «Господь и Бог наш, Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти, чадо (имя), и аз недостойный иерей властию Его мне данною прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Нам нужно дорожить этим таинством — как и всеми другими, потому что человек согрешает каждый день.

 

«Не я плохой, а священник»

Если человек пытается сравнивать священников, анализирует, кто из них лучше или хуже, это неправильно. Наша задача — замечать достоинства, а не недостатки. Если же человек говорит, что не ходит в храм, потому что там священники плохие — это, как правило, просто оправдание своей лени, эгоизма или равнодушия. Удобно думать: «Не я плохой, а священник — потому я и в храм не хожу». Это попытка обмануть себя или окружающих.

Если вам рассказывают дурное о священнике, никогда не надо слушать такие сплетни. Лучше самому пойти, пообщаться и решить лично, правда или нет то, что говорят. Наша задача — уметь общаться со всеми, с каждым быть в мирных отношениях. Собирание сплетен и слухов только мешает духовной жизни.

У Церкви очень разноплановая деятельность, выполнять которую — и трудно, и очень интересно. Я благодарен Богу, что Он привёл меня к священническому служению, потому что есть вещи, с которыми вне Церкви я бы никогда не столкнулся. Сегодня я могу утверждать, что быть священником — значит жить насыщенной жизнью.

Записала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Всякая молитва нуждается в смирении; поэтому постись, и получишь от Господа, чего просишь.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100