Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Священник Виктор Шинкарёв

Чего ждать от Рождества?

дар БожийЛюди всегда ждут от праздников чего-то необычного. Кажется, что наступит определённый день — и всё в жизни хотя бы ненадолго изменится к лучшему. Чего ждать от праздника Рождества Христова и чего мы уже дождались? Размышляет клирик Богоявленского кафедрального собора священник Виктор Шинкарёв.

Более 2000 лет назад произошло событие, которое в своё время осталось почти незамеченным, но которое перевернуло ход человеческой истории во всех спектрах человеческой жизни: начиная с летоисчисления, доходя до морали и мировоззрения, заканчивая глубинами человеческой души.

Бог пришёл в мир совершенно новым образом. До рождения Христа Бог пребывал в мире невидимо, Его присутствие лишь иногда открывалось избранным людям, но они не могли лицезреть Его.

Сын Божий, Предвечное Слово, Вторая Ипостась Живоначальной Троицы соединяется навечно, нераздельно с человеческой природой, чтобы человек мог стать богом по благодати.

Бога можно теперь не только увидеть, но и потрогать, соприкоснуться с Ним. До Христа никто и помыслить не мог, что Бог может быть настолько близко. Никто не мог вообразить, что ради человека Бог может предаться смерти.

Даже в язычестве это было немыслимо, хотя языческие боги были просто сверхчеловеками — они боялись. Зевс боится, что титаны свергнут его, он даже боится Прометея. Языческие боги антропоморфны (человекоподобны, от ανθρωπος — «человек», μορφη — «образ»), христианский же Бог — трансцендентен. То есть Он вне пространства, вне времени, потому что Он — Творец и пространства, и времени. И, тем не менее, язычник Платон говорит, что Бог настолько выше человеческого существа, как существо человека выше существа муравья или какой-либо букашки.

Несмотря на расстояние между Богом и человеком, Бог воплотился. И воплощение это было совершено с единственной целью: возвести человека на Небо.

Можно было бы много рассуждать о том, какими средствами Бог мог спасти человечество. Можно смоделировать следующую ситуацию: корабль находится в шторм в открытом океане, и вдруг человек оказывается за бортом. Другой, находясь на корабле, хочет его спасти. И вот перед ним много возможностей: он может давать ценные (как ему кажется) советы, кинуть спасательный круг, а может сам, рискуя жизнью, броситься в бушующие воды и на своих руках поднять на борт несчастного.

Так вот, Бог — как раз Тот, Кто ввергается в бушующий океан человеческих страстей, чтобы на Своих плечах отнести человека к тихому пристанищу Своего жилища.

Бог становится не просто человеком, а маленьким младенцем, который не имеет власти, силы, но имеет только любовь. Любовь ко всем находящимся рядом с Ним, и к тем, кто впервые приходит к Нему.

Но перед нами не просто милый младенчик, а Агнец, Который Сам Себя принесёт в жертву за грехи человечества. Христос приходит в мир не для того, чтобы, как все люди, наслаждаться жизнью, чтобы обрести счастье, но приходит, чтобы послужить нам, чтобы отдать Свою жизнь за нас. В центре всей Его жизни был ближний, которому необходимо послужить, накормить, омыть ноги, защитить, исцелить.

Рождество — радость, совмещённая со скорбью: воплотившегося Бога предадут позорной смерти, будет и погребение, но будет и воскресение.

Сегодня нам вернули украденное Рождество, в том смысле, что прошли времена, когда этот светлый праздник пытались затмить. Сегодня мы снова можем насладиться подарками Божьими. Ведь Бог истинно сделал величайший подарок нам — подарил Самого Себя. Именно отсюда замечательная традиция обмениваться подарками и среди нас, но до высоты Божьей нам необходимо расти, чтобы быть способными ближнему подарить самих себя.

Мы все чего-то ждём от Рождества. Все имеем желания что-то получить или от ближних, или от Бога. Порой просто поражает, чего люди желают друг другу на Рождество, чего хотят сами. Они хотят чего угодно, только не Того, Кто родился сегодня. Как гениально заметил замечательный английский писатель К.С. Льюис: «Христос обещает нам так много, что скорее желания наши кажутся Ему не слишком дерзкими, а слишком робкими. Мы безумцы, которые забавляются выпивкой, распутством, успехом… Когда нам уготована великая радость. Так возится в луже ребёнок, который не представляет, что мать или отец хотят отвести его к морю. Нам не трудно, нам слишком легко угодить» (К.С. Льюис, «Бремя славы»).

Вот вся цена нашей свободы, а выбор остаётся за нами: грешить или нет, жить по-человечески или нет, хотеть этого подарка Христова или обойтись чем-то обыденным.

После грехопадения человек хочет вернуть себе рай, он хочет возобновить богообщение, но хочет сделать это без Бога. Ничего, кроме иллюзии, у него, естественно, не выходит.

Радость богообщения, поддержки и изобилия даров ждёт нас каждый день у Святой Чаши, но в рождественские дни, как и в другие праздники, это особенно актуально. И тем не менее, перед человеком всегда остаётся вопрос выбора: не перекроют ли мишура и сиюминутные желания нашу истинную радость?

Цитата дня

«

Терпящих обиды защищает Бог.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100