Официальный сайт

Священник Виктор Шинкарёв

Благовещение — начало пути

Благовещение. Мозаика на столбах предалтарной арки Софии Киевской, XI век

Благовещение. Мозаика на столбах предалтарной арки Софии Киевской, XI век

Что значит для христиан праздник Благовещения Пресвятой Богородицы? В чём разница между нами и Девой Марией? В чём мы можем и должны Ей подражать? Размышляет клирик Богоявленского кафедрального собора Горловки священник Виктор Шинкарёв.

Весна у христиан всегда ассоциируется с двумя великими праздниками: Пасхой и Благовещением. За редким исключением, Благовещение всегда опережает Пасху. Этот радостный праздник особенно люб на Руси, что показывают нам связанные с ним традиции и поговорки. Например, обычай выпускать на волю птичек, который вдохновил великого русского поэта А. С. Пушкина на написание знаменитого стихотворения «Птичка». Есть и поговорка, которую многие знают: «Птица гнезда не вьёт, девушка косы не плетёт», указывающая на особое празднование этого дня, когда не подобает ничего делать, кроме как проводить день в молитве и духовном веселии.

Праздник Благовещения совершенно особый и с точки зрения церковного устава. Если он выпадает на будничный день, даже Страстной Седмицы, всё равно служится Литургия свт. Иоанна Златоустого, а не Преждеосвященная. А если произойдёт так, что он выпадает на Пасху, то служба этих двух великих праздников совершается вместе, они не затмевают друг друга.

Благовещение вдохновляло не только поэтов, многие художники по всему свету писали свои картины, пытаясь облечь в краски встречу ангела и Девы. Но почему этот праздник так важен, что может стоять наряду с Пасхой?

Мы слышали за всенощным бдением такие слова: «Еже от века таинство открывается днесь, и Сын Божий Сын Человечь бывает, да худшее восприем, подаст ми лучшее. Солгася древле Адам, и бог возжелев быти не бысть: Человек бывает Бог, да бога Адама соделает». В этих словах заключается тайна всего домостроительства спасения нашего, совершенного Господом Иисусом Христом. Та тайна, которую мы будем вскоре созерцать в грядущие дни Страстной седмицы.

Бог стал Человеком для того, чтобы, восприняв на Себя худшее, дать нам лучшее. Лучшее — это Божественное, а худшее — падшее человеческое. Бог принял на Себя не ту человеческую первозданную природу, которую Сам создал, а ту, которая уже была заражена грехом, которая, как и весь сотворённый мир, страдала от последствий грехопадения Адама и Евы. Произошёл, как говорили святые отцы, чудесный обмен: Бог даровал человечеству Своё Божество, а от человека взял повреждённую его природу.

Человек поверил змию, потому что диавол знал, чем искусить человека было бы возможно: возможностью обожения. Человек не рассудил, от кого исходило это обожение, ведь оно было не от Того, Кто реально мог дать такую возможность. Несмотря на это, Бог по любви Своей к человеку даёт обещание об Искупителе, Который выведет человека из пасти ада и рва греха и снова сделает обожение возможным.

Начало пути искупления и празднуется сегодня, когда, как повествует евангелист Лука и как мы слышали за богослужением, Архангел Гавриил пришёл к Пресвятой Деве Богородице и сказал, что от Неё родится Сын Божий, Который будет Спасителем мира. И Она приняла внутрь сердца его слова. Вместе с этим словом сошла на Неё благодать Святого Духа, и чудесным и таинственным образом Она зачала Младенца, Который был воплотившимся Богом.

Сегодня мы прославляем Её вместе с Её Возлюбленным Сыном. Мы прославляем за подвиг смирения, за подвиг веры, благодаря которому Она была прежде веков предызбрана Богом и прошла вместе со Своим Сыном весь Его жизненный путь здесь, на земле.

Разве не достойна прославления и величания Та, Которая открыла нам путь к соприкосновению с Богом? Та, Которая открыла величайшую тайну, что человек может вместить в себя Бога?

Земной мир отныне соединяется с небесным, открывая путь к телесному присутствию Божию на земле, и, в конце концов, даже сошествию воплотившегося Бога во ад. Открыт путь для нашего возвращения к Богу, нахождения нашего с Богом в Его Царствии. Открыт путь к нашему соединению с Богом телесно: мы становимся христоносцами через причастие Его Телу и Крови. Открыт путь для другого благовестия по всей земле — Евангелия. Ведь даже само слово «Благовещение» по-гречески — «Евангелизмос».

Но быть христоносцами — значит жить так, как жила Пресвятая Дева, чья жизнь была только для Бога и других. Все мольбы Её Сыну были за других, а не за себя. И после Своего успения Она предстоит престолу Своего Сына с просьбами за весь человеческий род, получив от умирающего в муках на кресте Христа новое послушание — быть матерью всего человечества.

Вся жизнь Девы была тиха, без ропота. Вся жизнь прошла в смирении и вслушивании в волю Божию, подчинение этой воле. Откуда же Она черпала силы для этого величайшего служения? Понятно, что Господь Её укреплял, и апогеем Ее жизненного пути и наградой стало то, что Сам Господь, через Её утробу воплотившийся, пришел, чтобы душу Её забрать в Свои объятия. Так отчего мы, называющиеся христианами, не имеем такой поддержки от Господа? Почему хватает небольших волнений, чтобы мы начали роптать на Бога, впадать в уныние? Где нам взять эту тихую радость, чтобы достойно нести свой жизненный крест?

Ответ очень прост: мы забываем Христа, сами отдаляемся от Него! Нам кажется, что если соприкасаться с Ним дважды или пять раз в год, то этого достаточно для того, чтобы быть христианами. О чем я сейчас рассуждаю? Да, именно! О Божественной Евхаристии — о причастии Тела и Крови Христа.

Пока Сам Христос и Евангелие не будет в центре нашей жизни, в этой жизни не будет покоя, мы не сможем ориентироваться и делать верный выбор, не сможем найти истину в мире, в котором царит хаос и ложь, не будет тихой радости от присутствия в нашей жизни Того, Кто есть Радость, Путь, Истина и Жизнь.

Цитата дня

«

Чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100