Протоиерей Ростислав Белогуров
Йога-спорт: можно или нет?
Можно ли православному человеку заниматься йогой как спортом? А восточными единоборствами? Где заканчивается спорт и начинается что-то вредное для души? Отвечает протоиерей Ростислав Белогуров, настоятель Борисо-Глебского храма п. Мирный Славянского района.
На вопрос о допустимости йоги как чисто физической практики нет сформулированной церковной позиции, существуют только личные мнения. И проблема не в том, что Церковь не может дать чёткого определения, а в самом неоднозначном феномене физических упражнений йоги. Например, такое популярное направление, как йога-спорт, укоренено в индуизме и создано под эгидой различных федераций йоги Индии в целях популяризации йоги как учения.
Устав и регламент тренировок, соревнований по каким-либо стилям йога-спорта, помимо физических навыков предполагает развитие и оценку духовных качеств человека. Здесь опасность заключается в том, что, помимо естественно обусловленных этических категорий, которые использует и светская физическая культура, в йога-спорте могут быть внедрены околорелигиозные практики. Наряду с физическими упражнениями они имеют риск стать инструментами вовлечения человека в среду индуистской и буддийской культур.
Несмотря на возможную вероятность подобной прозелитской (то есть стремящейся обратить приверженцев одной религии в другую) деятельности религиозных адептов, не стоит сразу клеймить йога-спорт. Если ко всему предвзято и со страхом относиться, можно найти «бесовское» абсолютно везде, и таким образом любую, даже самую святую идею довести до абсурда и дискредитировать. Иногда православные настораживают более, чем йоги, усматривая количество «бесов на конце иглы»…
Поэтому в данном вопросе я сторонник не грубого запрета йога-спорта, но его адаптации под христианское мировоззрение.
Почему не стоит сразу отвергать йога-спорт? Потому, что он успешно на протяжении уже многих лет выполняет одну из своих главных задач — пропагандирует здоровый образ жизни и действительно является эффективной оздоровительной системой. И если подойти к вопросу занятий йога-спортом избирательно, не нарушая заповеди, не предавая Христа, то ничего плохого в этом нет.
Где заканчивается спорт и начинается что-то другое?
Для любого человека, в том числе и православного, «другое» начинается не в йоге, а в том, когда мы не знаем и не исполняем каноны своей веры. Ведь главная надежда и столп Православия — открытая Христом реальность личности в Боге и человеке, шанс всецело быть причастным Ему. Поэтому, чтобы человек самостоятельно мог ориентироваться в подобных вопросах, нужно быть в первую очередь учеником Христовым. Это значит — стремиться к пониманию и осуществлению Его богооткровенных истин, которые выше всякого учения человеческого и могли бы стать мечтой для любого йога, философа и иудея.
Евангельская заповедь «кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21) в этом вопросе также имеет место. Поэтому, если мы хотим заниматься спортом и выбрали йога-спорт или восточные единоборства, значит, стоит заранее выяснить, как будут проходить тренировки, и бескомпромиссно исключить какой-либо уклон в «духовную» сторону.
Например, нужно обязательно узнать, какой инструктор будет проводить с вами занятия. Это станет основной сложностью, так как его спортивный профессионализм, как известно, должен быть подтверждён сертификатом и обновлённой аккредитацией. От этого будут зависеть безопасность вашего здоровья и физические результаты занятий. Обратите внимание на то, что даже в крупных городах таких инструкторов крайне мало. А вот вероятность встретить дилетантов, которые могут предложить вам «бульон» спортивных и религиозных элементов, велика.
Кем бы ни был инструктор по своим личным мировоззренческим убеждениям, он должен уважать и не ущемлять вашу веру. Для этого у него должен быть разработан план занятий, адаптированный для православного человека. Уточните особенности упражнений, имеют ли они связь с какими-либо духовными или психическими практиками. И если такая связь существует, нужно отказаться либо от их выполнения, либо от занятий с этим тренером. Потому что все элементы упражнений, которые не имеют отношения к физическому развитию, но предлагаются нам как часть тренировочного процесса, скорее всего, заключают в себе религиозное начало, противоречащее христианству.
Вообще, всякое человеческое увлечение может иметь отрицательные побочные действия (тщеславие или, например, жестокость в единоборствах), овладеть человеком, исказить его здоровый духовный облик. Таким образом, и в йога-спорте нужно остерегаться негативных особенностей этого вида физической деятельности.
Спорт заканчивается там, где наблюдается уклон в философию и религию индуизма или буддизма. Противоречащими христианскому образу жизни практиками в йоге-спорте могут быть такие примеры: когда инструктор использует медитацию; символические (буддистские, индуистские и т.д.) положения частей тела; если физическим упражнениям, позициям (асанам) придают трансцендентный характер (например, «пребывание в своей истинной форме» Горакшанатх).
Смущает также, что в разновидностях физических практик йоги существуют позиции-упражнения, которые имеют неестественную и неэстетическую форму. Они напоминают не физкультуру, спорт или даже танец, а скорее языческий цирковой номер. От подобных позиций нужно отказаться.
Итак, если какой-либо стиль физической активности йога-спорта или восточных единоборств направлен исключительно на развитие физических качеств — таких, как гибкость, сила, координация движений и так далее, — тогда на здоровье, тренируйте тело. Но не забывайте о душе! Не случайно в Евангелии сказано: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12).
Записала Екатерина Щербакова