Священник Виктор Шинкарёв
Встреча лицом к Лицу
Сретение Господне. Миниатюра менология византийского императора Василия II, XI в.
Почему из всего Израильского народа увидели Бога в Младенце Иисусе только праведные Симеон и Анна? Что нужно делать нам, чтобы в любой встрече не упустить самое главное — то, ради чего она и случилась в нашей жизни? Размышляет клирик Богоявленского кафедрального собора Горловки священник Виктор Шинкарёв.
Вся наша жизнь проходит в бесконечном потоке встреч с разными людьми, общении с ними. Каждый день мы встречаем новые лица, приобретаем новые знакомства. А иначе и быть не может, ведь мы же не живём в какой-нибудь глуши, где находится изолированно наш дом, и более ничего. Человеку вообще не свойственно быть одному. Ещё древние греки называли человека «существом общественным». Наша личность проявляется только в обществе, в общении с другими людьми.
Кроме случайных встреч, в нашей жизни есть большое количество встреч, которых мы ждём, подолгу готовимся к этим встречам. Есть встречи, которые ставят нашу жизнь с ног на голову, изменяя сам ход нашей жизни. Бывают встречи, которые изменяют нашу жизнь к лучшему, бывает наоборот. Но для того, чтобы любая встреча состоялась подлинно, чтобы это был не просто визуальный контакт, а встреча двух сердец, необходимо полностью довериться тому, с кем мы встречаемся. Открыться перед ним. Быть готовым увидеть его индивидуальность, его личность, а не ту фантазию, которую рисовали о нём в своём сознании.
Именно закрытость сердец народа израильского помешала им увидеть в Господе Иисусе Христе Мессию, Которого они так долго ждали и на встречу с Которым надеялись. Именно поэтому до сих пор иудеи живут этим ожиданием. У них было и есть всё необходимое для этой встречи. Ведь столько пророческих книг в Библии, в которых говорится о том, что придёт Мессия, чтобы избавить народ израильский от порабощения!
Христос пришёл в мир беззащитным Младенцем, но не Такого Мессию ждал народ. Они думали, что явится могущественный царь, земной властитель, политический лидер, который восстановит могущество Израильского царства, что придёт новый Давид или Соломон, и его пришествие будет великолепным и страшным для врагов. У них были пророческие книги, но видели они в них то, что хотели увидеть, а не истину, написанную в них. Часто и с нами так бывает, что сознание наше отбрасывает или исправляет — даже в Священном Писании — то, что нам непонятно, или то, что нам не по духу. У одного человека была возможность не только в своём сознании изменить текст Священного Писания, но и сделать это реально.
Примерно за 270 лет до Рождества Христова, во времена Птолемея Филадельфа, который решил перевести на древнегреческий язык книги Ветхого Завета, один из переводчиков усомнился в словах книги пророка Исаии о том, что Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис. 7:14), и хотел слово «Дева» исправить на «молодая женщина». И вот тогда, согласно Преданию, было дано ему обетование, что он доживёт до того времени, когда Дева во чреве приимет и родит Сына. Он прожил свою долгую жизнь — много дольше, чем живут обычно люди — для того, чтобы увидеть это Божественное таинство и лицом к Лицу встретиться с Воплотившимся Богом. Имя ему Симеон.
Этим двум людям, о которых мы слышим в сегодняшних песнопениях — Симеону Богоприимцу и пророчице Анне — Духом Божиим была открыта тайна о Младенце, Которого взял на свои старческие руки Симеон. Он с радостью произносит слова, которые мы слышим за вечерним богослужением: «Ныне отпускаешь меня, Владыко…», — потому что он увидел Бога лицом к Лицу.
Им двоим была открыта тайна, которую фарисеи, первосвященники и книжники не распознали даже во взрослом Иисусе, Который был Учителем народа израильского…
Мы знаем эту тайну. Нам дана и другая: мы не только на руки можем принять Христа для встречи с Ним, мы внутрь себя принимаем Бога в таинстве Святой Евхаристии за каждой литургией. Но как было и с Симеоном, о чём мы слышали за богослужением: «Не старец Меня держит, но Аз держу его. Той бо от Меня отпущения просит», — так и не мы Бога в себе носим, а Господь принимает нас в Своё священное и Божественное лоно для того, чтобы мы преображались Его Светом и Его благодатию. Чтобы вся наша жизнь преобразилась таинственным и неизреченным дыханием Духа Божия. Чтобы мы перестали бояться смерти, как не боялся её старец Симеон.
Можно подумать, что он не боялся смерти из-за того, что прожил невероятно долгую жизнь, что ему просто надоело жить. Но это не так. С того момента, как смерть входит в природу человеческую, из-за того, что она — наказание за грех и противоестественна природе человека, он её боится. И только присутствие Бога изменяет отношение человека к смерти. Праведный Симеон перестал бояться смерти из-за того, что главное событие его жизни свершилось: он лицом к Лицу встретил Христа.
В этом и заключается великая тайна сегодняшнего праздника.
Нам, чтобы встретиться лицом к Лицу с Богом, не нужно долго ждать. Достаточно широко распахнуть для Христа двери своего сердца. С готовностью принять Его истинным, а не таким, каким мы Его себе представляли. Пойти по путям Его заповедей, находясь в общении с Ним в молитве и Его таинствах, которые укрепляют нас на нашем крестном пути.
Тогда проще идти. Жизнь наша обретает смысл и свет, который освещает и нас, и других людей на пути к Богу. Тогда не страшны нам все житейские проблемы наши, и даже сама смерть не страшит нас.