Протоиерей Владислав Шестаков
Всем ли богатство помешает спастись?
В сегодняшний воскресный день Церковь предлагает нашему вниманию фрагмент Евангелия, повествующий о богатом юноше и его желании наследовать жизнь вечную (Лк. 18:18-27). Означает ли ответ Спасителя, что богатому человеку спастись невозможно? Как проверить, нормальны ли наши отношения с нашим же имуществом или они способны нас погубить?
И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.
Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.
Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.
Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.
Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.
Этот разговор приведён у евангелиста Луки так же, как и у Марка. Матфей дополняет ответ Христа Петру в конце. Лука — единственный, кто делает уточнение по поводу общественного положения человека, обратившегося с вопросом ко Христу. Это был некто из начальствующих — предположительно, начальник местной синагоги. Может быть, он и принадлежал к какой-нибудь из религиозных партий — например, фарисеев. Но в его вопросе не было лицемерия, он действительно хотел слышать ответ Спасителя.
Марк более эмоционально передает его поведение: «Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мк. 10:17). В его поведении нет привычной фарисейской напыщенности, он ведет себя как самый простой человек, даже как ребёнок. Он не удовлетворен пустым фарисейским буквоедством. Он видит, как большинство его соплеменников исполняет заповеди только наружно. и ищет чего-то более возвышенного — может быть, даже подвига. А Христос говорит ему всё о тех же знакомых ему с детства заповедях.
Из ответа этого молодого человека можно заключить, что он был довольно высокого нравственного образа жизни. Христос очень благосклонно к нему относится, однако Его ответ очень интересен: Он перечисляет заповеди, начиная с пятой, и вообще ничего не упоминает о первых четырёх. Спаситель сначала вообще не затрагивает личные отношения этого юноши с Богом и только после его возражения дает тот ответ, который погружает его в печаль: «ещё одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною».
О чём это? Евангелист не зря делает замечание, что юноша этот был богат. Христос Своим ответом предлагает ему глубоко задуматься о том, на каком месте у него в жизни находится материальное имущество, а на каком — Бог; кого из них он больше любит? И если он всё-таки больше любит Бога, то готов ли он ради Него чем-то жертвовать? Юноша отходит от Христа опечаленным, потому что он честно себе ответил на этот вопрос.
Он ясно понял, что исполнить слова Спасителя означало бы для него отказаться от того, к чему он так привык: от комфорта, богатства и положения в обществе. От того, что давало ему уверенность в завтрашнем дне. Юноша понял, что не сможет этого сделать. Ему вдруг в одно мгновение стало ясно, что не он хозяин своего имущества, а имущество обладает им. Именно это Христос ему и хотел показать.
Спаситель не осуждает саму по себе возможность что-то материальное иметь, но предостерегает об опасности. Богатство становится вредным только тогда, когда его хозяин становится его рабом и начинает этому имуществу служить и поклоняться. Евангелие ничего не говорит нам о дальнейшей судьбе богатого юноши, но оно предлагает каждому из нас задать себе тот же вопрос, который задал себе этот юноша.