Вы уверены, что все праздники стоит отмечать? Вот, к примеру, Хэллоуин. В этот день наши соотечественники посылают друг другу открытки с жутковатыми изображениями и рядятся в монстров. Но так ли безобиден Хэллоуин? Об этом телеканал «Орбита» решил спросить у настоятеля Введенского храма посёлка Водяное протоиерея Максима Федоряченко.
— Отец Максим, каждую осень появилось у нашего народа такая традиция отмечать один из западных праздников под названием Хэллоуин. Скажите, как он пришёл к нам? Почему он пришёл?
— У нас сейчас происходит процесс глобализации. Не сейчас только, он начался на нашей территории после распада Советского Союза. Занавес упал железный, и к нам сюда повалило что-то хорошее, но много и плохого, конечно. В том числе мы стали перенимать праздники. Наверное, будет правильно сказать, что этот праздник всё-таки даже не американский, хотя он в Америке празднуется с большим размахом. Он относится ещё к старым культам языческих богов. Как всегда, в любом разговоре о любом предмете, чтобы понять, нужно обратиться к корням того или иного события, например, вот этого праздника. У нас зачастую люди, празднуя этот праздник Хэллоуин, не понимают что происходит. Для них это всего-навсего какие-то маскарады, какое-то веселье, маски, очень много всякого макияжа, и в интернете это можно увидеть тоже.
— То есть многие считают, что это безобидный праздник?
— Да, потому что вообще люди привыкли не вникать в суть многих вещей. Иногда спрашиваешь человека, допустим: «Почему вот ты так говоришь или почему так надо делать, как считается?» И многие не могут ответить на этот вопрос: «Мы не знаем. Ну так нам сказали, так нам объяснили. Мы не стали выяснять, почему. Поверили на слово. Так надо». Вот так же происходит и с этим праздником. Когда, я уже сказал, рухнул железный занавес, к нам хлынуло много чего, и это стало очень популярным, благодаря, наверное, рекламным компаниям, в том числе. Мы стали падкими на всё зарубежное, полюбили сразу всё то, чего у нас не было раньше и что для нас стало в диковину. Почему-то считается, что всё, пришедшее оттуда, уже изначально не может быть плохим. То есть оно очень хорошо и очень прекрасно всё, мол, мы бедные и несчастные, что у нас до этого не было такого.
И вот, возвращаясь к этому празднику. Когда-то он был языческий, даже приносились жертвы в этот день. Затем, когда мир стал христианским, этот праздник попытались охристианизировать, так сказать, воцерковить. Католическая церковь праздновала в этот день, накануне. Как раз определили, этот день был перед днём всех святых. В честь умерших сродников определили этот праздник. У нас такой праздник существовал давно уже — это Радоница. То есть это наш православный день наших умерших родственников, когда мы идём на кладбище. Мы там молимся за них. Также и дома можем вспомнить, достать фотографии посмотреть, в кругу семьи пообщаться об этом, о них пообщаться, вместе помолиться, зайти в Церковь, поставить свечку.
— Но, заметьте, мы не наряжаемся.
— Нет, мы не наряжаемся. Вообще Церковь негативно относилась к любого рода наряжаниям, скажем так, хотя они всегда были. Вот если мы возьмём такой обряд, как колядки перед Рождеством. Много лет уже происходит этот обычай, и при этом тоже наряжаются, то есть ряженые надевают всякие костюмы. Но Церковь никогда это не поощряла, никогда не говорила, что это хорошо, но это больше принадлежало к народному творчеству, скажем так. И вообще даже в храме на Рождество или на другие большие церковные праздники, допустим, когда воспитанники воскресной школы могут выступать перед прихожанами или в доме престарелых, — мы ездим туда с этими концертами, — и там показывают сценки из Священного Писания, то не принято в этих сценках играть, или изображать, или переодеваться в нечистую силу, во что-то плохое, во что-то потустороннее. Церковь смотрит на это негативно.
Есть вот даже, кажется, у Высоцкого стихотворение, я его сейчас на память не помню, но помню, что там говорится: «Я в хоровод вступаю, хохоча, и все эти маски меня пугают. Потому что кто-то в маске палача, и вдруг это ему понравится», — то есть он её не снимет. Мы примеряем на себя эти маски, особенно которые обозначают нечистую силу, которые изображают потусторонний мир. Мы с этим миром заигрываем. И от того, что мы не понимаем, что не вкладываем в этот праздник того смысла, который на самом деле в нём есть или не знаем об этом, это не означает, что мы не участвуем именно в этом обряде общения с нечистой силой в этот день.
То есть своими вот этими масками и разукрашиванием себя под нечистую силу мы привлекаем её к себе. Мы говорим, что нам это нравится, что это прикольно, это хорошо, это красиво. И, во-первых, показываем своё внутреннее состояние. Конечно, если мы будем говорить с церковными людьми, то для них это естественно, они этим не занимаются. А есть люди, которые мало церковные, которые номинально христиане, крестились когда-то в детстве, но уже не живут церковной жизнью. И я думаю, что убедить их в том, что это что-то плохое, вряд ли получится у нас, сколько мы бы об этом ни рассказывали.
— Некоторые скептики могут сказать: «Вот за рубежом да, наряжаются в нечистую силу. Но в то же самое время, чем мы лучше? У нас есть Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч». Вы как к этому относитесь?
— В сказках это олицетворяет зло, которое всегда бывает побеждено добром. То есть это воспитывает людей в том, что не надо никогда опускать руки и со злом надо бороться. И какое бы оно сильное ни было, его всегда можно победить только добром, только совместно и только с Богом.
А здесь идёт наоборот. Здесь нечисть. Она не показывается в каком-то плохом смысле, а это, наоборот, весело, это, наоборот, классно, прикольно. И каждый пытается как можно лучше друг перед другом себя украсить, лучше придумать какую-то маску или одеться, или какой-то костюм получше, и один перед другим старается вот это всё воспроизвести. Поэтому совсем противоположные здесь мотивы. Действительно здесь идёт заигрывание со злом.
— В одной из самых главных молитв, которую мы читаем, которую верующий человек читает каждый день, говорится: «Но избави нас от лукавого». То есть, переодеваясь в нечистую силу, мы автоматически призываем её к себе?
— Ну это для тех, кто её читает.
— Слышала, по поводу костюмов есть ещё такой нюанс: раньше их сжигали, то есть, показывали, что всё-таки добро побеждает. Сейчас перестали это делать.
— Да. Если мы говорим вообще об этом празднике, который у нас празднуется, то мы, наши современники не вкладывают в него тот смысл, что именно идёт борьба добра со злом, или ещё какой-то тот смысл, который действительно в нём есть. Это просто идёт как костюмированные балы-маскарады. Действительно, если бы это понималось, как реальное зло, и что с этим нужно бороться, — тогда это другой разговор, а так происходит совершенно наоборот.
У нас много есть праздников. Есть много праздников, которые раньше были языческими, а потом они вошли в Церковь, то есть Церковь их охристианизировала. Тем не менее, на протяжении вот этих всех тысячелетий всё равно язычество прорастает до сих пор. Как, например, праздник Ивана Купала, хотя в этот день Церковь празднует память Иоанна Крестителя. Таким образом попытались этот праздник воцерковить. То есть, вот есть праздник, который особенно был любим и почитаем людьми, давайте мы заменим его христианским праздником для того, чтобы не отменить его совсем, а просто перенести в другую плоскость. И так пытались сделать с другими языческими праздниками.
— Та же самая масленица.
— Да. Но в Хэллоуине, который празднуется у нас сейчас, даже по всему миру, мы знаем, что есть такая статистика, что во время празднования этого праздника совершается большее количество преступлений, чем обычно. Поэтому мы по всему видим негативное влияние этого дня, этого праздника, например, на криминальную обстановку.
Но есть невидимое влияние на душу человека, которое сейчас человек не ощущает. Но потом, когда у него начинают проблемы происходить духовного характера, он всё равно не может соотнести одно с другим, что это потому, что он заигрывал со злом. «Ну как, разве я что-то делаю? Это безобидные игры», — на самом деле, кажется человеку. А те процессы, которые происходят невидимо при этом всём, потом могут очень сильно повлиять на жизнь человека, на его психику.
— Многие считают, что празднование Хэллоуина — это возможность прикоснуться к своим страхам в лабораторных безопасных условиях. А действительно в безопасных?
— По-другому можно прикоснуться к этому страху. И, опять же, если мы говорим с точки зрения православного мира, с точки зрения христианства, конечно, наверное, будут опять говорить после этой беседы с вами: «Опять церковники за своё, опять им ничего не нравится. Всё нельзя, людям веселиться нельзя, праздновать нельзя». На самом деле, нет. Есть очень много хороших праздников, когда мы веселимся, празднуем. Но есть такие моменты, которые всё-таки несут в себе негатив. Даже в христианской среде.
В большинстве своём, конечно, к этому празднику относятся негативно, но есть некоторые люди, в том числе богословы, которые считают, что если в этом, допустим, участвуют дети, если это какой-то бал-маскарад, и если в этом нет ничего серьёзного, для взрослых, конечно, это не нужно, но детям, может быть, ещё более-менее безобидно.
Но, всё-таки, если мы серьёзно подойдём к этому вопросу, то психологи не видят же духовного мира, они не видят духовной жизни. Они рассуждают со своей точки зрения, с точки зрения психологии, нервной системы человека. А для нервной системы может быть это и так, но тот вред, который может нанести духовной стороне человека это празднование, это переодевание, эта встреча с вот этими ужасными, страшными масками, одеждами, персонажами… Параллельно в европейских странах и в той же Америке есть куча всяких аттракционов, дома ужасов ещё в этот день посещаются. Там очень даже ограниченное посещение для людей, у которых слабое здоровье или беременных женщин, или детей определённого возраста, потому что там очень страшно всё происходит.
В Православии говорится о том, что дьявол пытается человека напугать. Это ему нужно. То есть, Бог не пугает человека. Не надо его пугать. Страх — это неполезно. А дьявол, наоборот, пытается человека напугать, потому что через страх человек смущается, начинает неадекватно себя вести, когда он испуган. Поэтому, как духовный человек, как духовное лицо, я могу сказать, что это неполезно.
— Интересы фирм, которые занимаются продажей сувенирной продукции к празднику, костюмов, тоже здесь прослеживаются.
— Естественно, на каждом празднике есть люди, которые зарабатывают на этом всём. Также это касается не только этого праздника, а многих других праздников, в том числе. Допустим, среди медицинских препаратов, некоторые есть, которые, допустим, рекламируются, но они малоэффективны или совершенно не эффективны и являются какой-то пищевой добавкой, а говорится, что очень сильно помогает, улучшает состояние здоровья. То есть, конечно, есть люди, которые просто зарабатывают на этом, это естественно. Наверное, и всегда так будет.
— В тех семьях, в которых дети ходят в храм, добровольно ходят, без принуждения, как объяснить ребёнку, всё-таки, почему не стоит отмечать праздник? Сегодня у нас поход в Церковь, а вечером или на следующий день у нас Хэллоуин?
— Я думаю, что если мы говорим о людях, которые ходят в Церковь, то здесь не только родители, но и священник, например, перед этим праздником скажет проповедь в храме, объяснит. Можно попросить его в частном порядке, чтобы он поговорил с подростком. Если это люди, которые ходят уже долго в храм, то, наверняка, они все эти годы уже объясняли своему ребёнку и готовили его к этому всему. Человек, который растёт и живёт в церковной среде, формируется немножко иначе, душа его формируется по-другому. Поэтому я не думаю, что ему объяснить или уговорить его не делать этого будет какая-то проблема.
С другой стороны, сейчас своего ребёнка не спрячешь от интернета, от всей этой пропаганды, которая оттуда, от всех фильмов, в которых можно посмотреть об этом празднике, об всём вот этом, где показываются всякие вечерники по этому поводу и много, много чего. Это всё реклама, которая при участии средств массовой информации может проникнуть в дом.
Конечно, ребёнок не хочет чувствовать себя изгоем в обществе. Если все его сверстники празднуют, если все его сверстники идут, веселятся, и это прикольно, и потом эти видео и фотографии выкладывают в интернет, там собирают много лайков, то, конечно, трудно будет оставить ребёнка дома в этот момент, лишить его такого, с другой стороны, сомнительного праздника, сомнительного веселья, которое может принести ему больше вреда душевного.
Но, тем не менее, можно предложить какой-то другой вариант в этот день. Может, куда-то съездить, как-то провести время так, чтобы было приятно ребёнку, и заменить, таким образом, желание отпраздновать этот праздник костюмированным маскарадом — предложить какую-то альтернативу.