Ольга Ильчук
Воскресная школа на 120 учеников
Что нужно, чтобы в храме звучали юные голоса? Как добиться того, чтобы ученики спешили в воскресную школу даже летом? Можно ли научить всех детей петь? О жизни воскресной школы Иово-Почаевского храма Константиновки, одной из самых сильных в епархии — Ольга Ильчук, преподаватель духовного пения.
История школы и направления работы
Наша воскресная школа появилась в 2000 году. Это был ещё другой приход. Начиналось всё с нас, детей священника. Мы привлекали других детей, как могли. Своих друзей из школы, знакомых. Раньше собрать класс для воскресной школы было очень трудно: верующих не все адекватно воспринимали. И смеялись, бывало, над нами, и чего только не было. Но всё-таки находились те, кто приходил, приводил своих братьев, сестёр.
Сначала ходило шесть человек. Потом мы перешли вслед за отцом Вадимом на другой приход. Люди стали собираться, приводить детвору. В основном шли те, кто видел наши выступления. Родители смотрели — и хотели, чтобы такому научились и их дети. Так число учащихся росло, и на сегодняшний день достигло более 120 человек.
Сейчас в воскресной школе Иово-Почаевского храма Константиновки 15 преподавателей. Учащиеся разделены на 7 групп: для детей 3-4 лет — воскресные ясли, 4-5, 5-6, 7-8, 9-11, 11- 14 лет и самые старшие — от 14 лет. Старшим детям преподаются более серьёзные предметы — христианская этика, библейская история. Большое внимание преподаватели уделяют таинствам, особенно венчанию, потому что сейчас это очень важно для молодёжи. Эта тема настолько затронула ребят, что они её не один урок обсуждали.
Многие наши преподаватели закончили двухгодичные курсы подготовки преподавателей христианской этики и истории духовной культуры при историческом факультете Донецкого национального университета. Такой уровень очень важен для работы со старшими детьми. Основные предметы — Закон Божий, библейская история, христианская этика, но есть и множество других. Например, одна из прихожанок нашего храма — журналист. Она организовала занятия для детей, и теперь они пишут заметки о жизни нашей епархии для городской газеты. У нас уже есть своя колонка.
В младшей группе у нас добавился такой предмет, как ритмика. Ведь к каждому празднику мы готовим постановки, ставим танцы, так что возникла необходимость и в такой дисциплине.
Мы выступаем по детским домам, интернатам на многие праздники, особенно — на Пасху и Рождество. Ездим не только к деткам: и милиция, и горисполком нас всегда ждут, наши выступления там уже вошли в традицию.
Этим летом у нас было знаменательное событие: мы впервые поехали в паломническую поездку по святым местам Украины. Сначала с детским хором, потом с остальными учениками. Проехали от Константиновки до Почаева, 1100 км. Заезжали в Полтаву, в Мгарский монастырь, были в Киеве в Печерской лавре, в Житомире, в Корецком монастыре. Два дня были в Почаеве. Все желающие смогли подготовиться и причаститься там. Поездка очень сблизила детей!
Следующими отправились путешествовать младшие дети с родителями. Осуществлять такие поездки предполагается в течение всего года.
Как формировался преподавательский состав
Начиналось всё с нашего регента, Татьяны Фёдоровны Липко. Она — человек с большим энтузиазмом, когда-то в детских лагерях работала вожатой. Привлекала детей своим темпераментом, фантазией. Многие дети шли именно к ней.
Пения у нас как предмета тогда ещё не было — просто разучивали песенки к праздникам. Инструмента не имелось. Просто учили с детками песни, выезжали на природу. Тогда целью было просто привлечь детей к Церкви, к храму. Конечно, изучали Закон Божий (это у нас было всегда), добрые дела делали.
Когда количество детей увеличилось, и Татьяне Фёдоровне стало тяжело с ними справляться, к нам присоединилась Ольга Анатольевна Катюха. Она ризничная, шьёт облачения, к тому же — педагог с высшим образованием. Самых маленьких деток и тех, кто уже подрос и готовится к школе, ведёт Людмила Хисметовна Пругло. Именно она вела самые первые занятия нашей воскресной школы.
Когда количество детей увеличилось, мы стали делить их на группы. Состав учителей увеличивался с ростом количества детей. Привлекать старались тех, кто закончил духовное отделение ДонНУ. Привлекали так: приглашали пройти у нас практику. Практика заканчивалась, а люди оставались!
Когда количество деток 4-6 лет увеличилось до сорока, пришла семья православных преподавателей — Геннадий Вячеславович и Алла Васильевна Добронос. Геннадий Вячеславович, выслушав все пожелания настоятеля и применив свой опыт, составил график занятий и разделил учащихся на группы в зависимости от возраста и уровня знаний. Сам он преподаватель истории, и в нашей школе стал вести этот предмет. К тому же, присутствие в школе мужчины очень хорошо влияет на дисциплину и немаловажно для мальчишек. На сегодняшний день он — старший преподаватель школы и фактически её директор.
Алла Васильевна — воспитатель дошкольного учреждения и главный методист, весь свой наработанный опыт переносит к нам. У неё своя методика преподавания, занятия, которые она ведёт, проходят очень интересно. Материал преподаётся в стихотворной форме, детки хлопают в ладоши, чтобы лучше запоминать изучаемое; к каждому занятию готовится множество разнообразного материала — словом, всё очень увлекательно. Малыши много рисуют, делают поделки. Сейчас она привлекла в воскресные ясли ещё двух преподавателей, теперь у нас три группы малышей. Ритмику тоже ведёт Алла Васильевна — она к тому же ещё и хореограф.
Сейчас у нас преподаётся и сценическое искусство. Наш преподаватель Владимир Владимирович Землянко — главный режиссёр Дома культуры. Он ходил в наш храм, и однажды мы обратились к нему за советами для одной из постановок. Он пришёл несколько раз, а потом предложил свою помощь. И сейчас все желающие после изучения основных предметов могут остаться, чтобы вот так необычно развивать свои актёрские способности. Он организовывает все праздники, игровые программы. Детям очень нравится.
О хоре
Появление детского хора — идея отца Вадима. Он долго просил меня им заняться, но было страшновато. Это было в 2007 году, мне было всего 18 лет, и я только закончила училище. Дети были маленькие (9-11 лет), я сомневалась. Через год они подросли, и я начала заниматься с ними. Мы разучивали песни, и через какое-то время я заметила, что дети уже могут спеть дуэтом. Потом создали ансамбль «Голубка», где пели я, мой брат и ещё три девочки. Родители всех детей пели в старшем хоре, мы — уже второе поколение певчих. Тоже пели на литургиях, получалось.
Надо сказать, что я окончила Корецкое духовное училище, а там формируют очень серьёзный подход к церковному пению. От нас требовали высокого уровня — соответственно, хотелось работать, этот уровень не снижая.
Первые полгода были только спевки. Ведь одно дело — петь под музыку, и совсем другое — без неё. Мы начали с того, что я пела вторым голосом, «держала» всех деток, а первым пела девочка из нашего ансамбля — она поддерживала первые голоса. Сами они спеть не могли, и ещё полгода мы пели в два голоса. Начали петь в храме — «Господи, помилуй», второй антифон.
Прогресс и успехи
Потом пришло лето, мы разошлись на каникулы. (Надо заметить, у нас уже третий год школа не закрывается в каникулярное время. Последний звонок есть, но кто может — продолжает ходить. Это делается для того, чтобы детям, которые никуда не поехали, было, куда пойти и чем заняться. Мы ходим на природу, стараемся как-то развлечь их.)
Когда собрались после каникул, оказалось, что у мальчишек стали меняться голоса. Я поставила их петь тенорами, и удивительно: они стали отлично с этим справляться, держать партию, слух очень развился. Один мальчик стал петь басом. И вот после лета мы как-то сходу стали петь на четыре голоса. Не всё было ровно, конечно, но за последний год дети профессионально подросли. Стали петь на службах больше. И владыка нас отметил!
Когда ездили в Киев — там спели: исполняли псалмы, когда встречали владыку Иону (Черепанова). Он — глава Отдела по делам молодежи при Священном Синоде УПЦ, и мы ему очень понравились. Во всех монастырях, в которые мы совершили паломнические поездки, тоже пели. В Корецком монастыре нас послушала игумения, и мы пели там литургию. Для меня это было очень важным событием — ведь я там училась!
Как закалялась сталь
Детей у нас в хоре мало, всего 11 человек, но поют они как большой хор. Мы работали над постановкой голоса, над тем, как артикулировать, каким должен быть выговор при пении. Дети у нас очень заняты: музыкальная школа каждый день, школа общеобразовательная. Наши занятия проводились исключительно благодаря их энтузиазму. Занимались индивидуально, когда кто может, а в субботу делали общую спевку.
У кого было желание — ходили в старший хор. Стояли, слушали. По воскресным дням мы всегда были в храме: даже если не пели — то слушали, привыкали. У нас была дополнительная возможность попрактиковаться: у о. Вадима есть ещё один приход, в селе. К сожалению, число прихожан там очень мало: раньше было шесть, сейчас двенадцать человек. Мы пели там. Для нас это была практика, а бабушки были очень рады послушать, как поют детки. Такая тренировка необходима, потому что как бы хорошо дети ни пели в классе, на службе они споют хуже. Какая акустика, как стали — всё это влияет на детское исполнение.
Всё нынешнее лето мы пели каждую литургию, заменяли взрослый хор. Так что растём!
Помимо того — ездим на конкурсы. Регулярно участвуем в конкурсе «Искорка Божья». Мы даже выиграли телевизор в своё время!
А вообще — хотелось бы сказать большое спасибо за всё нашему настоятелю, отцу Вадиму. Он всегда нас поддерживает, участвует во всех мероприятиях, поездках, интересуется всем, что бы мы ни делали. Без его идей и энтузиазма мало что было бы!
Сейчас Ольга Ильчук трудится в Горловке — формирует детский хор при Богоявленском соборе. Так что если вы хотите, чтобы ваши детки научились красиво и грамотно петь — приводите их к Ольге Вадимовне!
Подготовила Екатерина Щербакова
Фото: сайт храма прп. Иова Почаевского
Читайте также:
Храм в честь прп. Иова Почаевского: и для детей, и для родителей
Зачем ходить в воскресную школу?