Протоиерей Владимир Фоменко
Владимирский храм-крестильня в Красном Лимане
Храмовый комплекс Петро-Павловского собора. Купол в центре — храм-крестильня. Фото Александра Шурлакова
Начиная с IV века христиане строили баптистерии — пристройки к храмам или отдельные здания, в которых крестили людей. Внутри обычно размещалась большая купель — бассейн, в некоторых для совершения таинства могли разместиться даже несколько человек. Помимо этого, в баптистериях проводились беседы с желающими принять крещение, они могли служить местом встречи для христиан общины.
Позже бассейны для крещения становились всё меньше и, наконец, приобрели вид небольшой чаши — переносной или стационарной. В дореволюционной России баптистерии можно было встретить только в соборах. А после революции судьба этих зданий очевидна: большинство из них были разрушены.
Каково же было моё удивление, когда выяснилось, что в нашей епархии есть совершенно необычный храм — это Владимирский храм-крестильня в Красном Лимане, часть храмового комплекса Петро-Павловского собора!
Об истории появления и особенностях устройства этого храма мы беседуем с его настоятелем — протоиереем Владимиром Фоменко, благочинным Краснолиманского округа.
— Отец Владимир, как возникла идея создать подобный храм?
— Идея эта возникла в советское время. Тогда запрещали крестить в храмах. Для проведения этого таинства требовали наличия отдельного здания — крестильни. Думаю, это делалось для того, чтобы человеку — даже в такой ситуации! — как можно меньше напоминать о Боге. Предлоги были разные, вплоть до «медицина не рекомендует» — дескать, в храме крестить холодно.
Когда я стал настоятелем, то в старой крестильне крестил около года, а после поставил целью построить новую — чтобы было просторно, чтобы там можно было крестить и сразу воцерковлять взрослых и деток. Я думал, что требование иметь при храме крестильню будет актуально и впредь. И вот, когда мы строили комплекс, то сразу выделили часть площади под такое здание. Мы сделали алтарную апсиду, выступающую из комплекса этого здания. Таким образом, алтарь получился большим, хорошим.
— Совершаются ли богослужения в этом храме?
— Этот храм освящён, и литургии мы там служим, но нечасто. Храм получился маленьким, и большое количество молящихся вместить не может. Мы служим там службы, когда народа мало: зимой, или в будние дни, или летом вечерние. Когда ремонт идёт в большом храме — тоже, конечно, служим в крестильне. Храм получился очень уютным. Он красиво расписан в академическом стиле. Мне там нравится служить.
— На престольный праздник будете там служить?
— На память князя Владимира обычно в храм приходит много людей. Вечернюю службу будем служить в нём, а вот литургию уже в большом храме — в маленьком все не поместятся.
— Это было вашим решением — освятить храм в честь святого равноапостольного князя Владимира?
— Я долго думал, в честь кого освятить храм. Однажды, когда к нам приехал митрополит Иларион, я сказал: вот, нужно освящать, а в честь кого — не придумал ещё. Митрополит говорит: «Как — в честь кого? В честь князя Владимира, просветителя славян!» Я: «Благословите!» — так и благословил.
— А как устроен храм? Есть ли в нём большая купель, традиционная для храмов такого типа?
— Сначала я хотел это сделать, даже подвёл туда отлив. Но после решил: если Патриархия благословляет нам обычные купели, маленькие, то не буду я ничего выдумывать. Не захотел выделяться. Мне кажется, это было бы нескромно и некрасиво. Так что купель у нас обыкновенная, как у всех.
— Расскажите, что ещё есть в вашем комплексе.
— Комплекс трёхэтажный. Нижний этаж — цокольный, под землёй. Там подсобные помещения, раньше была просфорня (сейчас я перевёл её наверх), комнаты отдыха (можно и переночевать), санузел, ванна. Этажом выше — храм-крестильня, кухня, где мы готовим на праздник Петра и Павла, и большой зал. В этом зале у нас занимается воскресная школа.
На самом верхнем этаже тоже три комнаты. Одна из них оборудована как жилое помещение. Вторая комната — класс воскресной школы, третья — библиотека для прихожан. Мы собираем книги, и как только выходит что-то новое — обязательно стараемся приобрести. Что же касается храма, то он находится внутри здания, но выступает из него апсидой, как я упоминал раньше; есть купол — нет только колокольни. Но церковь в нём легко узнаётся!
— Когда был построен весь комплекс?
— В 1998 году нашему Петро-Павловскому собору исполнилось 150 лет. К этой дате мы его полностью восстановили и расписали. Он никогда не был таким, как сейчас. В течение двух лет три художника трудились над росписью. Была проведена огромная работа — им даже приходилось брать себе ещё помощников.
Параллельно с 1993 года я начал строительство храмового комплекса. У нас не было возможности принимать гостей на престольный праздник, и потому решили построить административно-бытовой комплекс с крестильней. Закончили мы его в 2002 году. Тогда же освятили.
— Можете вспомнить какую-нибудь необычную историю, связанную с этим храмом?
— Нет. Обычный храм. Если бы я искал чудеса — может, и нашёл бы. Но я не то, чтобы боюсь чудес — я против их поиска. Чудо то, что мы есть, чудо то, что Христос за нас пострадал. Зачем нам ещё что-то? Этак мы забудемся.
— А если не касаться чудес?
— Когда-то, ещё будучи премьер-министром, приезжал к нам наш нынешний президент. Он был в нашем храме, и когда зашёл в храм-крестильню, его поразила картина «Крещение Господне». Художникам удалось так передать дух события, что возникает ощущение какого-то соприсутствия. Это не оставило равнодушным и теперешнего главу Украины.
— Я думаю, что все желающие познакомиться с вашим необычным храмом могут это сделать, приехав 28 июля к вам на престольный праздник.
— Да, пожалуйста! Всех примем!
Беседовала Екатерина Щербакова