19 августа 2023 г.
Викарии епархии совершили богослужения в праздник Преображения Господня
В день Преображения Господня архиепископ Константиновский Паисий совершил Божественную литургию в Преображенском храме посёлка Былбасовка Краматорского района. Ему сослужил настоятель храма протоиерей Димитрий Пирожков.
По окончании литургии был совершён праздничный крестный ход. Владыка обратился к прихожанам с архипастырским словом, в котором поздравил их с праздником и напомнил о духовном смысле дня Преображения:
«Христос никак не изменил Свою Божественную природу, лишь проявил её перед Своими учениками, но Он призывает измениться нас. Он призывает нас выйти из своего сумрака, перестать бегать за тенями прошлого и исполниться света так, чтобы люди, видя его, прославляли Отца Небесного. Бог становится Человеком и спускается во тьму нашего мира для того, чтобы наполнить его Своим Светом, для того чтобы тьмы больше не осталось в мире».
По заамвонной молитве владыка совершил освящение плодов нового урожая.
Накануне архиепископ Паисий совершил всенощное бдение с литиёй в Александро-Невском кафедральном соборе Славянска. Ему сослужили клирики соборного храма.
Фото Серафима Пирожкова и Георгия Дудника
Архиепископ Добропольский Спиридон совершил Божественную литургию в Викторовском храме Мирнограда. Ему сослужил клирик прихода священник Игорь Ефанов.
После чтения Святого Евангелия владыка обратился к прихожанам с проповедью:
«Пусть Господь помогает нам искать подлинную сладость в общении с Ним — с Тем, Кто через Своё воплощение, Преображение, крестные страдания и Воскресение даровал каждому из нас отблески вечной жизни в нашей временной жизни и надежду на эту вечную жизнь в нашей посмертной участи!»
За литургией была вознесена молитва о мире.
По заамвонной молитве владыка совершил освящение плодов.
Накануне вечером архиепископ Добропольский Спиридон совершил в Викторовском храме всенощное бдение с литиёй.
Фото Владислава Денисова
О Преображении Господнем рассказывают три евангелиста (Мф. 17:1–13; Мк. 9:1–13; Лк. 9:27–36). Незадолго до Своих крестных страданий Господь, желая укрепить учеников и показать, что Он — Бог, принимающий страдания добровольно для спасения людей, возвёл Петра, Иакова и Иоанна на высокую гору Фавор и преобразился перед ними, явив славу Своего Божества. Рядом с Ним явились пророки Илия и Моисей — одни из немногих людей, которые прежде воскресения Христова были взяты на Небо. Чтобы ученики, увидев вскоре страдающего Христа, не боялись, Господь, находясь в славе Своего Божества, беседовал с Илией и Моисеем о Своих крестных страданиях.
Лишь трое из учеников Христовых имели достаточную веру, чтобы вынести созерцание Божественного Света. Пребывание с Господом в лучах Его славы сообщило им такую радость, что они не помнили себя и не осознавали, что говорят. Пётр, находясь в таком состоянии, воскликнул: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Вместе с тем, по причине греховности человеческой природы они также испытывали и страх в момент близости Бога.
Во время Преображения апостолы услышали голос Бога Отца с Небес: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17:5). Через послушание Христу каждый христианин призван стать причастником Фаворского Света.
Исторически событие Преображения произошло за 40 дней до страданий Спасителя. Однако это время всегда приходится на дни Великого Поста. Поэтому праздник отмечается за сорок дней до другого воспоминания Христовых страданий — дня Воздвижения Животворящего Креста Господня, и выпадает на 19 августа.
В праздник Преображения Господня богослужение совершается в белых облачениях. Они символизируют нетварный Божественный Свет, явленный на Фаворе.
Существует традиция в этот день приносить в храм виноград и другие плоды и освящать их, так как издавна у крестьян в это время отмечался праздник нового урожая. Они стремились принести первые плоды в храм — как дар Богу в благодарность за новый урожай. Подобный обычай существовал и в Ветхозаветной Церкви. Благодаря празднику Преображения освящение плодов приобрело новый смысл: оно стало восприниматься как прообраз будущего преображения мира Христом.
На Востоке в храм приносились виноград и пшеница, которые затем в течение года использовались для совершения Евхаристии. На Руси, где раньше не рос виноград, вместо него освящали яблоки. К сожалению, сегодня обычай приносить первые плоды в дар Богу почти утратился, но сохранилась традиция освящать яблоки, виноград, злаки.