Вернуть душе её прежнюю красоту
Вечером 18 марта, в первый день Великого поста, епископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Николаевском кафедральном соборе Горловки. По окончании канона владыка обратился к духовенству и прихожанам с архипастырским словом.
В суете нам часто кажется, что Бог находится где-то далеко, потому что лишь небольшая часть нашей жизни иногда соприкасается с Ним Нас приводит к Богу болезнь, неудача, какая-то скорбь, когда мы, поняв, что все, что мы делаем, помочь не может, обращаемся к Богу со словами молитвы, покаяния, со словами просьбы или благодарности.
В дни Святой Четыредесятницы Церковь тоже призывает нас оставить повседневную суету, но только не через скорбь или болезнь, а через подвиг поста и молитвы. Чтобы Бог перестал быть далеким нам, чтобы мы ощутили Его близость. Близость к Богу человек может ощутить, только имея чистое сердце.
Если сердце наполнено гордыней и грехом, то мы не ощущаем присутствие Божие. Нам кажется, что его как бы нет, потому что наше сердце слепо, и мы его ощутить не можем. Если человек слепой, ему кажется, что света нет — хотя свет есть, но для того, чтобы его увидеть, нужны глаза. Так и для того, чтобы ощутить, что Бог рядом, нужно любящее чистое сердце. А сердце наполнено грехом.
Содержание Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского как раз и заключается в том, что преподобный Андрей как бы ведет разговор со своей собственной душой и спрашивает у неё, почему с ней это происходит.
Почему её, созданную по образу и подобию Божию, призванную быть в раю и имеющую великие дарования, вдруг бесы сделали своей послушной рабой, страсти взяли в плен, грех одолел и сделал ее неспособной к тому, чтобы она воспряла, как мы слышим в словах канона, чтобы она вернула себе свою прежнюю доброту, по-славняски, а по-русски — свою прежнюю красоту, свой прежний, первозданный вид?
И для того, чтобы мы лучше это поняли, преподобный Андрей приводит примеры из Ветхого и Нового Заветов. Ведь Ветхий и Новый Завет — это, прежде всего, история взаимоотношений человека с Богом. Не нас — других людей, которые жили до нас, которые поступали праведно и неправедно, которые падали и через покаяние вставали, которые отпадали от Бога через непослушание, и от этого горько страдали.
Когда мы обо всех этих примерах слышим, мы начинаем понимать, что это не только не только о тех людях, но это и о нас с вами, потому что наши с вами взаимоотношения с Богом — это та же самая история. Мы тоже были с Ним — и мы про Него забывали, нам казалось, что в Боге смысл нашей жизни — и мы жили так, как будто бы Его нет. Все это происходит с нами здесь и сегодня.
Современному человеку нелегко бывает сразу понять дух покаянного канона преподобного Андрея Критского, Великого поста и самого слова «покаяние», потому что само понятие «грех» сегодня изгоняется из нашей жизни и искажается. Изгоняется потому, что когда человек думает, как ему поступить, он не задается вопросом, грех это или не грех. Он думает: выгодно мне это или не выгодно? И не спрашивает свою душу, свою совесть, что будет с нею после того, как он поступит так, а не по-другому.
Это входит в привычку с детского возраста, потому что, когда говорят, что такое «хорошо» и что такое «плохо», детей не учат заповедям Божиим. Если тебе хорошо — значит, это хорошо. Если тебе плохо — значит, это плохо. Такое искаженное понимание жизни приводит человека в тупик, когда он в конце концов растерялся, заблудился и не знает, куда ему дальше идти.
А преподобный Андрей помогает увидеть события нашей жизни под другим углом зрения: грех это или не грех, с Богом мы или без Бога? И именно за этим обращается он к душе и говорит: «восстани, что спиши?», посмотри, что с тобой происходит, как и что. Ведь с каждой минутой приближается конец. И от того, как ты эту жизнь проживешь, зависит твоя вечная участь.
Ты смутишься тогда, увидишь, что то время, которое тебе дано, самое дорогое, ты провела в пустых занятиях, не озаботившись тем, как ты предстанешь перед Богом. Примерно так можно перевести эти слова, которые мы сегодня слышали и в которых мы обращались к своей собственной душе.
Читая покаянный канон, мы начинаем осознавать еще одну важную вещь: что грех — это единственное, что нас разделяет с Богом, что грех — это не просто поступок, который имеет нравственную оценку «хорошо», «плохо» или «очень плохо», а болезнь, язва, несчастье и трагедия. Это то, что лишает человека самого главного в его жизни. И нам очень важно усвоить этот евангельский взгляд на жизнь, научиться такими глазами смотреть на свою жизнь и оценивать все, что в ней происходит.
Именно для этого даны нам дни Поста — чтобы мы попробовали хотя бы в эти дни пожить, глядя под таким углом зрения на все, что происходит вокруг нас, и на свою душу. В обычной повседневной жизни мы ведь привыкли жить совсем по-другому.
Завтра, в среду и в четверг будет продолжение чтения Покаянного канона. Мы читаем его частями, потому что за один день нам трудно всё усвоить, мы сразу не удерживаем внимание настолько, чтобы за один день прочитать канон полностью.
На пятой неделе Великого поста будет Мариино стояние, когда мы в среду вечером будем читать весь покаянный канон. Он читается в первые дни Поста и в его конце, для того чтобы, увидев себя, мы поняли, для чего нам нужно это время. Не для того, чтобы похудеть, или сэкономить какую-то пищу, или поговорить о том, что можно есть, а что нельзя, а для того, чтобы хотя бы на один шаг стать ближе к Богу.
Изменить в жизни всё сразу очень тяжело. Человек не может этого сделать. Но если каждый пост мы будем хотя бы что-то плохое из нашей жизни убирать, делать хотя бы один маленький шаг навстречу Богу, то, наверное, мы сможем к концу жизни сделать очень многое.
Если представить себе, что будет следующий Великий пост, и нам Господь даст дожить до старости… Мы, конечно, мы не знаем сколько времени Господь нам отмерил, но каждый Пост убирая из своей жизни что-то Богу неугодное, делая маленький шаг на пути к Богу, мы сможем достичь цели нашей земной жизни — очиститься от греха, приобрести кроткое, смиренное и любящее сердце, стать наследниками Царства Божия и жизни вечной.