Протоиерей Сергий Новоявчев
Успенский пост: история и смысл
Начинается Успенский пост — самый короткий из многодневных постов в году. Когда он появился? Как правильно его провести, на что обратить внимание? Отвечает настоятель храма в честь Архистратига Божия Михаила в Озеряновке протоиерей Сергий Новоявчев.
Для того чтобы достойно встретить праздник Успения Пресвятой Богородицы, Церковь призывает нас к подвигу поста.
Первое письменное упоминание об Успенском Посте находится в Деяниях Константинопольского Собора 920 г., т.н. «собора соединения», рассматривавшего вопрос о возможности четвертого брака. Этот собор постановил, что троеженцы подлежат особому церковному покаянию: они должны «приобщаться три раза в год: в Пасху, в праздник Успения Богородицы и на Рождество Господа нашего Иисуса Христа, так как сим праздникам предшествуют посты». Однако его соблюдение не было повсеместным и было предметом споров.
Так, афонские иноки около 1085 г. просили разрешить их споры о соблюдении Успенского Поста у Константинопольского патриарха Николая Грамматика. Он, посовещавшись с собором, ответил, что пост, ранее приходившийся на начало августа (по старому стилю, разумеется — прим. авт.), был перенесен на другое время для того, чтобы христиане не соблюдали языческих постов, приходящихся на данный период времени.
Этот вопрос до того заинтересовал общество, что о нём появилось специальное исследование некоего Анастасия Кесарийского (XI-XII вв.). Автор приходит к выводу, что пост соблюдался до императора Льва Мудрого (886-911 гг.). Наконец, вопрос об Успенском посте вновь рассматривался на Константинопольском Соборе 1166 г. при патриархе Луке Хрисоверге и императоре Мануиле Комнине.
По рассказу выдающегося канониста Феодора Вальсамона, хартофилакса (делопроизводителя) Константинопольской Церкви, впоследствии патриарха Антиохийского, некоторые на соборе говорили, что в постановлении предыдущего собора (при патриархе Николае) было упомянуто о перенесении Успенского поста, а потому пост в первой половине августа не может иметь места. Но поскольку собор не указал, на какое время пост перенесен — хотя из упоминания собора ясно, что пост соблюдался издревле в августе — собор утвердил соблюдение поста в этом месяце.
Успенский пост длится с 14 по 28 августа (н.с.). По строгости он такой же, как Великий. Типикон (Церковный Устав) предписывает поститься без растительного масла с понедельника по пятницу, разрешает масло и вино в субботу и воскресение, а рыба благословляется только в праздник Преображения Господня. Если Успение приходится на среду (как в этом году) или пятницу, то в сам праздник разрешается только вкушение рыбы. Будем помнить, что «типикон» в переводе с греческого означает «образец», а значит то, к чему мы должны стремиться.
Пост — это время, которое дается нам для того, чтобы активизировать духовную жизнь. Мышцы не могут быть в напряжении всегда, им нужно давать отдых. Но если их не нагружать, они атрофируются. То же и в духовной жизни. Пост — время напряжения духовных сил, мясоед — отдых. В период поста важно отказаться не только от скоромной пищи, но и от развлечений (в т.ч. телевизора, интернета и т.д.), а в освободившуюся минутку лишний раз сходить в храм, помолиться, почитать духовную литературу — то, на что у нас обычно не хватает времени.
Нужно также помнить, что кроме чрева должны поститься все органы чувств: вкус от лакомств, глаза от зрения соблазнительных картин, уши от слушания пересудов, уста от осуждения, сквернословия и пустословия. Немыслим пост без молитвы — как домашней, так и церковной — и, конечно же, без покаяния и причащения Святых Тела и Крови Христовых.
Поздравляю вас, дорогие читатели, с началом Успенского поста и желаю с духовной радостью встретить праздник Успения Пресвятой Богородицы — как говорят в народе, летнюю Пасху.