Иеромонах Паисий (Шинкарёв)
Таинство смерти
Как мы живём? Как проходит наша жизнь? Живём мы в спешке — в спешке получить призрачные блага, навязанные нам телевизором и интернетом. Мы всюду спешим и ничего не успеваем. Мы не умеем, да и не хотим останавливаться, потому что сама мысль о некой паузе приводит нас к осознанию быстротечности нашей жизни и к воспоминанию о неминуемом конце — смерти.
Нас пугает смерть, она не соответствует навязанным нам идеалам. Потребление, благополучие и удовольствие — крутится у нас в голове, откуда взяться смерти? Общество давно хочет стереть саму мысль о смерти. Попытки найти эликсир вечности, или даже превратить смерть людей в шоу: фильмы, где люди гибнут, или их убивает главный герой, тысячами, новости о катастрофах с сотнями человеческих жертв… Но разве нас пугают эти смерти, разве мы сопереживаем этим людям?
Человеку противна смерть, и это правильно. Она не вложена в природу человека. Бог сотворил нас бессмертными. Смерть входит в нашу природу с грехом, поэтому мы и боимся смерти. Но важно помнить, что Христос разрушил смерть, врата жизни открыты. Поэтому в церковном обиходе нет слов «умерший», «погибший», а есть «усопший», «преставившийся». Св. Иоанн Кронштадтский говорил, что преставление — это лишь изменение места: был человек на земле, жил рядом с нами, а теперь душа его рядом с Богом продолжает жить.
Сегодняшний праздник Успения Пресвятой Богородицы заставляет нас задуматься об одном таинстве нашей жизни — таинстве смерти, и вообще о смысле человеческой жизни, ведь жизнь Богородицы — это пример того, как нужно и зачем нужно жить.
Жить нужно для Бога и для людей, со смирением в сердце. Смирение было в центре жизни Девы Марии. Показательно апостольское чтение в сам праздник Успения, которое на первый взгляд не относится к Самой Богородице, а говорит о смирении Христа. Но то великое, крайнее смирение, о котором идёт речь, было свойственно и Его пречистой Матери.
Братья! Пусть мысли и чувства ваши друг к другу будут у вас, как у Христа Иисуса: Он, по природе Бог, не держался за равенство с Богом, но добровольно лишился всего, приняв природу раба и человеком родившись. Он был во всём человеку подобен, но ещё больше себя умалил и так был послушен, что принял и саму смерть — смерть на кресте. За это Бог вознёс Его над всеми и Имя даровал превыше всех имён, чтобы пред именем Иисуса всякое колено преклонилось — на небе, на земле и в преисподней — и всяк язык провозгласил, что Иисус Христос — Господь, во славу Бога Отца (Флп. 2:5-11).
Поистине счастливой и исполненной смысла может быть только та жизнь, которая целиком отдана Христу, жизнь по Его заповедям. Не имеет смысла та жизнь, которая отдана лености, греху и пороку. Не имеет смысла жизнь человека, который не знает, зачем он живёт. Естественно, такому человеку и умирать будет очень трудно: чувство пустоты он пытается заполнить продуктами рекламы и сиюминутными ценностями, но в перспективе вечности они мгновенно теряют смысл, и человека это доводит до отчаяния.
Чтобы с нами так не произошло, необходимо каждый день задумываться: приблизился ли я сегодня к Богу или отдалился от Него? Именно так. Ведь человек не бывает статичен по отношению к Богу, он каждый миг либо приближается, либо отдаляется от Него.
Необходимо постоянно переносить вектор нашего внимания с этих миражных, нулевых ценностей на Бога и ближнего. Тогда и перейдём мы от смерти к Успению. К состоянию, в котором соединяется сон, блаженство, мир, успокоение, радость — это все мы сегодня видим на иконе праздника. Мы видим смерть и то, что уже совершилось в этой смерти: не разлука, а соединение; не печаль, а радость, и на последней глубине — не смерть, а жизнь.
Стоя у этого смертного одра, мы понимаем, что смерти больше нет, что само умирание человека стало актом жизни, вхождением в жизнь вечную. Поэтому мы называем праздник Успения второй Пасхой.
Всей Своей жизнью Богородица показала, что для смертного человеческого естества возможно взойти к Небесной славе и стать Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим, т.е. превзойти в Своей святости даже ангелов.
Пресвятая Богородица была вместилищем Бога живого, именно поэтому Её смерть была не смертью, а Успением. Причащаясь Святых Христовых Тайн, каждый из нас становится вместилищем и храмом Бога живого. Присутствие в нас воскресшего Христа, Его Пречистым Телом и Его Честной Кровью, — залог жизни вечной, дарованной каждому из нас. Не случайно именно во время агапы (литургии), совершаемой апостолами после погребения Пречистой, Владычица явилась им и сказала: «Радуйтесь, потому что Я с вами во вся дни».