Протоиерей Игорь Зырин
«Свидетельница Воскресения» Бориса Филиппова: фундаментально о Туринской плащанице
На протяжении долгого времени учёные в разных точках мира пытаются разгадать тайну Туринской плащаницы. Её подлинность то подтверждалась, то опровергалась уже не раз. В 2021 году издательство «Никея» выпустило новое исследование реликвии. Его автором стал Борис Филиппов — кандидат исторических наук, профессор исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Протоиерей Игорь Зырин, настоятель храма Рождества Богородицы п. Новоэкономическое, прочитал эту книгу и настоятельно рекомендует её всем нам.
После проведения радиоуглеродного анализа Туринской плащаницы было признано, что это подделка, однако никуда не делось множество фактов предыдущих исследований, которые доказывали обратное. По этой причине у многих верующих людей остались вопросы и недоумения: какую точку зрения считать истинной? Как относиться к плащанице? У меня такие вопросы тоже были, поэтому я с огромным интересом прочитал книгу Бориса Филиппова «Свидетельница Воскресения. Тайны и разгадки Туринской плащаницы».
Автор изучает исторический путь плащаницы в течение I тысячелетия н.э., анализируя важнейшие сведения и открытия, имеющиеся на сегодняшний день. В частности, он пишет, что она была известна уже в I веке и скорее всего находилась в Антиохии, куда её отвёз апостол Пётр. Также есть сведения, что некоторое время Плащаница хранилась вместе с кумранскими рукописями, после чего попала в город Едессу.
В книге рассказывается о существовании версии, что Нерукотворный Образ Спасителя и Туринская плащаница — это один и тот же объект. Как доказательство приводятся свидетельства о существовании Едесского образа Христа. Оказывается, предание о Нерукотворном Образе появилось довольно поздно — в отличие от упомянутых уже свидетельств об образе в Едессе.
Любопытно путешествие плащаницы из Едессы в Константинополь, а также ситуация, случившаяся с императором Константином Багрянородным. Когда он захотел посмотреть на лик Спасителя, который привезли из Едессы, и подошёл к нему со своими детьми, то не увидел на ткани ничего, потому что стоял слишком близко. Этот факт доказывает, что Едесский образ и плащаница — одно и то же полотно, ведь, чтобы рассмотреть лик Христа на плащанице, тоже надо было отойти от неё на метр или два.
После разграбления Константинополя в 1204 году след плащаницы теряется. Следующие свидетельства о ней зафиксированы спустя полтора века, во Франции, когда в 1353 году реликвия оказалась во владении рыцаря Жоффруа де Шарни. Где она находилась до этого времени, раньше не было известно. Борис Филиппов рассказывает о новых исследованиях, которые предполагают, что в то время реликвия хранилась у тамплиеров. Некоторые учёные считают, что король Филипп IV Красивый уничтожил этот орден именно потому, что хотел завладеть оказавшейся у них святыней. Вообще, с этим историческим эпизодом связано много других интересных фактов, которые я не буду пересказывать, чтобы не лишить вас интереса.
Из удививших меня фактов упомяну ещё один. Оказывается, плащаница сильно повлияла на иконографию распятого Христа. До её обретения Его никогда не изображали страдающим, без одежды и с такими подробностями, как пронзённые рёбра. Всё перечисленное появилось на иконах благодаря Туринской плащанице. Впервые Спасителя стали так изображать на востоке, в тех краях, где изначально хранилось это полотно. На западе изображения распятого Христа появились тогда, когда туда попала плащаница.
Одним из доказательств подлинности Туринской плащаницы стал кодекс Прайя — старинный богослужебный текст, созданный в конце ХІІ века. В нём есть пять миниатюр, одна из которых изображает погребение Иисуса Христа. На ней Его кладут в гроб обнажённым, со скрещенными внизу руками — как на Туринской плащанице. Во второй части миниатюры Ангел показывает жёнам-мироносицам погребальную ткань, которая вышита ёлочкой — точно так же, как и плащаница.
Ещё есть древняя миниатюра, находящаяся в Национальной библиотеке Мадрида, изображающая перенесение иконы «Спас Нерукотворный» из Едессы в Константинополь. На ней видно, что ткань намного длиннее, чем нужно для изображения лика. По мнению учёных, это могла быть свёрнутая в несколько раз плащаница.
В заключение хочу рассказать вот о каком факте. Известный атеист Ричард Докинз, рассматривая проблему подлинности Туринской плащаницы, говорит, что, возможно, при её анализе всё-таки были допущены определённые ошибки, поэтому нужно ещё раз провести исследования. Но главное не это. Фонд Докинза предложил премию в двадцать тысяч фунтов стерлингов тому, кто сумеет создать полноценную копию Туринской плащаницы, обладающую всеми отличительными чертами оригинала, но на данный момент никому это не удалось.
Всё, что я упомянул — только малая часть загадок и интересных фактов, связанных с Туринской плащаницей. Я считаю, что прочесть книгу о ней будет полезно не только верующим людям, но и тем, кто интересуется историей, научными тайнами и открытиями.
Записала Екатерина Щербакова