Протоиерей Олег Кручинин
Сквозь игольные уши — в Царство Небесное или в… социализм?
Давайте представим: у нас есть возможность встретиться с Самим Иисусом Христом и задать Ему один-единственный вопрос. О чём у Господа могли бы мы спросить? Как сделать так, чтобы наши дети или родители не болели? Стоит ли искать новое место работы или пока ничего не менять? Как прекратить в семье все ссоры и конфликты?
Эти и другие подобные житейские вопросы вполне справедливы. Заботы о хлебе насущном не оставляют нас каждый день. Но две тысячи лет назад некоторые люди мыслили более глобально. «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» — вопрошал богатый юноша у Иисуса Христа. О том, что посоветовал юноше Господь и что делать нам для спасения, размышляет протоиерей Олег Кручинин, настоятель Борисо-Глебского храма Часов Яра.
Евангельский рассказ о беседе Христа с богатым юношей (Мф. 19:16-26) читают на воскресной литургии в двенадцатую неделю по Пятидесятнице.
И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.
Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;
почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;
и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.
Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?
А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.
Один вопрос с двумя неизвестными
Казалось бы, вопрос юноши вполне достойный. Не каждый молодой человек задумывается о таких серьезных богословских вещах. Но сердцеведец Христос усматривает в вопросе минимум две нестыковки.
Во-первых, юноша называет Его «учителем благим». А ведь Иисус — не просто по-человечески мудрый учитель, Он — Господь. И слово «благий» как раз подчеркивает это. Однако божественными качествами юноша Его не наделяет. Значит, не до конца понимает, что перед ним стоит Бог. Господь же своим ответом подводит молодого человека к мысли о Своей Божественной природе.
Вторая проблема заключается в том, что юноша явно ждёт чудесный рецепт для собственного вечного счастья. Услышав перечисление известных заповедей, он потерял интерес к ответу: «Всё это сохранил я от юности моей».
Не так ли бывает и в нашей жизни? Представляя себя супергероем, мы штурмуем дом через окно, хотя рядом не заперта входная дверь. Приходя в храм, мы спрашиваем, какому святому поставить свечку, сколько поклонов сделать или какой акафист прочитать для исполнения задуманного. И когда слышим в ответ предложение просто помолиться Спасителю или Богородице, обижаемся и думаем, что от нас скрывают тайные знания и древние молитвы.
Господь не сказал юноше ничего нового, ведь соблюдение заповедей предписывал народу Израиля ещё пророк Моисей.
Был ли юноша убийцей?
А вот порядок перечисленных заповедей необычен. Иисус Христос пропускает первые четыре заповеди Моисея, раскрывающие правильные отношения человека и Бога, и приводит остальные шесть законов отношений между людьми. При этом меняет и их привычный порядок: «не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19:18-19).
Шестая заповедь «не убивай» в этом перечне идёт первой. Неужели богатый юноша, стремящийся к богословию, был убийцей? Вряд ли. Прелюбодеем? Вором? Лжесвидетелем?
По мнению святителя Николая Сербского, такой порядок, конечно же, неслучаен. Человек, совершающий убийство ближнего, не способен его любить. Кто совершает прелюбодеяние, не знает, что такое любовь. То есть пока не соблюдены негативные заповеди, невозможно исполнить и позитивные.
«Не убивай» по отношению к богатому юноше означает: не заботься чрезмерно о своём теле и о своём доме, окружая себя непомерными роскошью и комфортом. Ведь в этом случае ты убиваешь душу.
«Не прелюбодействуй»: не позволяй душе изменять Небесному Жениху, привязываясь только к мирской славе и блеску.
«Не кради»: не забирай у души бесценные минуты духовной жизни на обслуживание интересов тела, на непомерное накопление материальных благ.
«Не лжесвидетельствуй»: не ищи ложных оправданий своей любви к богатству и нежелания что-то делать для спасения души.
Как видим, даже заповеди, казалось бы, относящиеся только к матёрым ворам и убийцам, актуальны и для богатого юноши, и для каждого из нас. Мы чаще думаем о материальном, а не о духовном.
Сколько денег можно иметь, не считая себя богачом?
«Чего еще недостаёт мне?» — спрашивает юноша. Закон Моисея ему отлично знаком, и заповеди он старался выполнять. И тут он слышит то, чего никак не ожидал.
«Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21).
Господь указывает юноше путь к совершенству. «Продать имение» означает отказаться от чрезмерного накопления и заботы только о богатстве. Истинное сокровище должно быть на небесах. Нищие — это те, кто нуждается в твоей материальной заботе. Оказывая помощь им, ты получаешь бесценный духовный опыт, который поможет идти за Господом и достичь Царства Небесного.
Иисус Христос осуждает не богатство само по себе, а чрезмерную страсть к его накоплению. Сундуки с золотыми монетами превращаются в кандалы, которые не дают возможности душе взлететь на небо.
Но как провести границу, отделяющую «хлеб наш насущный» от излишнего накопления? Какая сумма в современной валюте — это предел? Сколько денег можно иметь, не считая себя богачом, а сколько нужно раздать нищим?
Евангелие не называет конкретной суммы. Здесь речь идёт о другом: граница проходит не через кошелёк или счёт в банке, а через душу человека. Вспомним праведного Иова, которого на современный манер можно было назвать миллионером. Потеряв богатство, он произнёс: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов. 1:21). А можно вспомнить любого другого человека, обладающего ничтожно малой суммой денег, но ставящего целью жизни их накопление.
«Трудно богатому войти в Царство Небесное» — эти слова не означают, что богатому невозможно стать совершенным. Но говорят о том, что груз богатства, увлечение деньгами и славой рано или поздно станут той обузой, которая очень отяготит подъём души к Небесам.
Верблюд? Канат? Ворота?
«И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:24), — подытоживает Иисус Христос.
Образ верблюда, проходящего через ушко иголки, уже много веков на слуху. Но что означает это выражение? Где и когда верблюды проходили сквозь игольные уши?
Есть несколько версий того, что означает эта библейская фраза. Первый вариант заключается в том, что здесь просто речь идёт о крупном животном (вместо верблюда можно было, например, сказать о слоне), которому проще каким-то образом сжаться до размеров иголки, чем богатому расстаться со своими золотом и бриллиантами.
По второй версии, переводчики Библии допустили ошибку. Профессор-библеист Александр Лопухин пишет: «У всех синоптиков встречается χαμηλός — верблюд. Но в некоторых рукописях читается χάμιλος, которое объясняется, как παχύ σχοίλον — толстый корабельный канат». То есть, возможно, на самом деле Господь говорил о толстом канате, который при желании можно как-то продеть в иголку, а не о верблюде или слоне.
Третье толкование гласит, что игольным ухом называли узкое и низкое отверстие в крепостной стене. На ночь основные ворота на входе в город прочно закрывались, а задержавшиеся в пути путешественники на верблюдах могли попасть вовнутрь, только сняв с верблюда груз и заставив его стать на колени. Точно так — уничижив себя и расставшись с поклажей богатства — можно войти в Царствие Божие.
И наконец, четвертая версия. Принцип расставания с богатством и вручение имущества и самого себя под власть апостолов был характерен для первых христианских общин. «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее» (Деян. 4:32). Обоснование этой фразы можно вывести из сегодняшнего евангельского чтения.
Также идея совместного владения собственностью характерна для… социализма. Отказ от частной собственности и переход к плановой государственной экономике — это тоже, в какой-то мере, исполнение слов: «продай имение твое и раздай нищим». Но в социализме не было главного, что содержалось в призыве Господа: «приходи и следуй за Мною». За Иисусом Христом последователи Маркса и Энгельса не пошли, поэтому и связывать их политические лозунги с христианством не нужно.
…«Так кто же может спастись?» — изумленно спросили ученики Христа. «А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно». Здесь мы вновь видим приглашение вручить свою жизнь в милосердные и любящие руки Божии.
Евангелие не запрещает частную собственность и не идеализирует нищету как таковую. Во всём должна быть рассудительность и здравый смысл. А ещё — любовь, которая, по словам апостола Павла, «совокупность совершенства» (Кол. 3:14). Этой любви мы и должны научиться во время своей земной жизни. А как именно это сделать, мы можем спросить в молитве у Самого Иисуса Христа.