Священник Димитрий Паламарчук
«Скин»: непростой фильм о преображении
Фильм о скинхеде? О маргиналах современного общества? «Не только», — отвечает священник Димитрий Паламарчук, настоятель Николаевского храма с. Криворожье, и рекомендует фильм «Скин» — в надежде, что после просмотра мы попытаемся изменить своё отношение к окружающим нас людям, даже очень настораживающее выглядящим.
«Скин», режиссёр Гай Наттив, 2018 год.
Сразу хотелось бы предупредить, что это фильм категории 16+, то есть для взрослых. Он достаточно жёсткий и жестокий — такой, какой часто бывает реальная жизнь. Зрителю нужно набраться терпения и не выключить его на первых пятнадцати минутах, за что впоследствии он будет достойно вознаграждён.
«Скин» основан на реальных событиях, герои которых живы до сих пор. Человек, о котором мы смотрим картину, был главным консультантом на съёмках.
Главный герой — Брайон Виднер, скинхед, чьи лицо и тело покрыты татуировками. Он пугает окружающих своим видом и поведением, агрессивен, легко бросается в драку. Когда у него спрашивают, какую татуировку он сделал первой, он показывает одну из тех, что испещряют его лицо. Это тату набил ему руководитель их группировки. Брайон — человек, которому абсолютно нечего терять. Однако однажды ему говорят: «Ты не такой, как они, ты — другой! Это по глазам видно», — и происходит чудо.
Мы, христиане, часто бросаемся фразами типа «горбатого могила исправит», «люди не меняются» и тому подобными. Этот фильм полностью ломает такого рода стереотипы. Человек может измениться, более того: в возрасте около тридцати лет он может только начать знакомиться с собой и тем, что ему дорого. Что же приводит к этим переменам? Ответ прост: любовь.
Да, любовь способна изменить человека, привести его к переменам, пробудить желание измениться и жить иначе. Конечно, этот путь очень сложен. Любовь смягчает сердце каждого человека, даже самого пропащего, но и с его стороны требуется усилие. Преображение не может быть лёгким. Оно требует полного внутреннего переворота и большого труда над собой, но прежде всего — покаяния. Оно показано в фильме глазами человека невоцерковлённого, но потому и впечатляет.
Главный герой нашёл тех, кто нуждается в его любви, опеке, дружбе. Он очень колючий человек, это проявляется в речи, жестах, манере общения. К счастью, находятся люди, с которыми он может быть собой, вести себя так, как чувствует, как хочет — и никто не отвергнет его за это, не назовёт слабым. При всей мрачности, перед нами фильм о принятии — ближних и себя прежде всего.
На титрах зрителю показаны реальные фото из жизни прототипа главного героя, и это очень впечатляет. Становится понятно, через что пришлось пройти не экранному герою, а реальному живому человеку.
Да, в этом фильме есть моменты, которые могут отпугнуть зрителя, привыкшего к кино типа «Поп» и «Притчи». Он жёсткий и очень реалистичный, но как иначе показать жизнь членов маргинальных группировок? Мне кажется, что есть проблема: православный зритель привыкает к некоторой елейности и приторности литературы, кино, песен. Даже жития святых сейчас какие-то слишком причёсанные. А если вспомнить древних святых — какие бездны греха приходилось им преодолевать на пути к преображению! Они шли вопреки своей природе и побеждали — с Богом. Многие наши современники хотят сказку. Однако жизнь — это совсем не сказка, есть люди, которые живут так, как нам даже не хочется знать. Мы избегаем таких людей, вычёркиваем из своей жизни, а потом смотрим фильм «Джокер» и жалеем его героя — не понимая, что Джокера породило общество, равнодушное к чужому страданию. Такое же равнодушное, какими нередко бываем мы.
Записала Екатерина Щербакова