Протоиерей Владимир Шутов
Символ веры: второй член. О Сыне Божием
Разобраться в смыслах второго члена Символа веры помогает протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново.
Второй член Символа веры такой: «И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша» (И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено).
Сам по себе Символ веры неравнозначен: о Боге Отце говорит только первый член, а об Иисусе Христе — шесть, со второго по седьмой включительно. Второй начинает повествовать о Спасителе и сосредоточен на Его божественном происхождении, следующие рассказывают о земной жизни после воплощения.
В древние века, когда христианство распространялось в Римской империи, христианам нужно было понимать, кто перед ними — свой или чужой. Для такого распознавания существовали разные способы, и один из них — когда верующий рисовал на песке рыбу, символ Иисуса Христа. Если в ответ человек рисовал такую же рыбку, было понятно, что это христианин, с ним можно обсуждать основы веры или какие-то христианские вопросы. После того, как эпоха гонений закончилась, появились ереси, которые отрицали божественность Иисуса Христа. На Первом Вселенском Соборе был утверждён Символ веры, второй член которого утверждал, что Господь — истинный Бог, который рождён, а не сотворён — в отличие от того, что утверждал Арий и его последователи.
На наших богослужениях Символ веры поёт весь храм. Это очень хорошая традиция, потому что так мы проявляем своё единство. Это как система распознавания «свой-чужой», как рыбка, которую в древности рисовали на песке. Мы вместе поём и ощущаем, что мы — единое мистическое тело Христово. То есть Символ веры — не очередная молитва из сборника молитв, это очень важный элемент жизни христианина. Почему в молитвенном правиле обязательно присутствует Символ веры? — потому, что очень важно ежедневно повторять эти догматы: они — краткое изложение нашей веры. Произнося их, мы утверждаем: Господи, мы — Твои, мы с Тобой, мы желаем быть такими. К сожалению, нередко верующие не осознают актуальность Символа веры. Не знаю, как в других храмах, но в своём я нередко наблюдаю, что это пение превращается не в объединяющий христиан момент богослужения, а какие-то разброд и шатание.
О чём же дословно второй член Символа веры? Начинается он со слов о том, что мы веруем «во единого Господа Иисуса Христа», что значит: мы верим в Иисуса (это имя, которое в переводе в еврейского значит «Спаситель») Христа — то есть помазанника (так называли пророков и царей), о Котором пророчествовал Ветхий Завет, Мессию, Которого ждал иудейский народ. Он Сам подтверждал это: «Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4:25-26); «итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян. 2:36). Господь — слово очень важное в то время, потому что в греческом и латыни оно употреблялось по отношению к римским императорам, они считались наделёнными властью самими богами. И когда христианин говорил, что есть один Господь — Иисус Христос, он этим отрицал божественное происхождение власти римских императоров, что вызывало у тех ненависть и приводило к бесконечным гонениям.
«В Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго». Иисус Христос — Сын Божий, единственный из рождённых от Отца (Единородный). То есть никто, кроме Него, от Отца не рождался. Если забежать вперёд, мы прочтём, что Дух Святой исходит от Отца, а Сын — рождается, значит Он — именно Сын, единственный Сын у единственного Отца.
«Прежде всех век» — эти слова исключают все временные рамки, то есть утверждают, что Бог вне времени, и, таким образом, подчёркивается, что Иисус Христос был всегда.
«Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна» Этими словами подчёркивается, что Иисус Христос — не творение, как люди и ангелы. Когда составляли этот член Символа веры, была очень распространена арианская ересь, утверждавшая, что Иисус Христос сотворён Богом Отцом (к слову, об этом говорят сейчас свидетели Иеговы). Соответственно этой ереси Христос не может быть Богом, поскольку, дескать, Он сотворён, поэтому в Символе веры подчёркивается, что Он — рожденный и несотворенный Свет от Света, истинный Бог.
«Единосущна Отцу» — то есть у Него единая сущность с Отцом. Об этом Он Сам свидетельствует: «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30), «видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9).
«Им же вся быша» — это значит, что Сыном Божиим сотворён весь видимый и невидимый мир, всё давалось через Него. Об этом свидетельствует Иоанн Богослов: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:1-3). То есть Сын Божий как одно из Лиц Пресвятой Троицы творил мир.
Если подытожить, то второй член Символа веры говорит о Божестве воплотившегося Сына Божия, о том, что Он не ангел, а Бог от Бога, Свет от Света, и обладает Божественной природой во всей её полноте, как и все Лица Пресвятой Троицы.
В Символе веры нет неважных слов. Он кажется простым только на первый взгляд. В нём столько любви! Каждое слово свидетельствует о любви Бога к роду человеческому. Он пришёл на землю не призывать к ней, а показать, что Он Сам есть Любовь. Об этой любви говорят слова Евангелия: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
Если суммировать всё сказанное, то Символ веры — это гимн любви Бога к людям. Чем мы можем ответить на неё? Взаимностью.
Записала Екатерина Щербакова
Читайте также:
Символ веры: первый член. О едином Боге
Символ веры: третий член. О Боговоплощении
Символ веры: четвёртый член. О том, что Бог умер за всех нас
Символ веры: пятый член. О Воскресении
Символ веры: шестой член. О Вознесении Господнем
Символ веры: седьмой член. О Страшном суде и Царствии Небесном
Символ веры: восьмой член. О Святом Духе
Символ веры: девятый член. О Церкви
Символ веры: десятый член. О крещении
Символ веры: одиннадцатый член. О воскресении мёртвых
Символ веры: двенадцатый член. О жизни будущего века