Рождественское послание митрополита Горловского и Славянского Митрофана
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
Высокопреосвященнейшего МИТРОФАНА, митрополита Горловского и Славянского,
благочестивому духовенству, монашествующим и мирянам,
боголюбивой пастве Горловской епархии
Украинской Православной Церкви
Слава в Вышних Богу, и на земли мир,
прииде бо Чаяние языков,
пришед, спасе нас от работы вражия.
Служба Рождества Христова, стихира на литии, гл. 1
Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
«Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» (Лк. 2:14) — эти слова, которые впервые услышали пастухи в ночь, когда в мир родился Спаситель, с особой силой звучат в Церкви в ночь Рождества Христова. Для всех нас, живущих близко к линии фронта и разделённых войной, эти слова становятся молитвой о мире, которую мы сегодня обращаем к Богу.
Когда эти слова услышали пастухи в Вифлееме, они прозвучали отнюдь не в самом уютном и спокойном месте на земле, где не было войн, зла, насилия, несправедливости и неправды. Палестина была раздираема междоусобной враждой: противоречия между Иродом и римлянами, иудеями и самарянами, теми, кто соглашался с римской оккупацией, и теми, кто был против неё, чем-то напоминают нашу сегодняшнюю жизнь.
В то время, когда прозвучали эти слова, точно так же были бедные и богатые, больные и здоровые, умные и невежды. И так же людям хотелось справедливости, мира, любви, благополучной жизни, процветания — всего того, чего в любую эпоху хочется каждому нормальному человеку.
Слова о мире от Бога звучат сегодня, в Рождественскую ночь, как наша надежда и цель. Наверное, никогда эти слова не воспринимались так близко к сердцу, как сейчас, когда каждую ночь за окном слышны залпы артиллерии и звуки стрельбы из автоматического оружия. Эти слова — послание Бога нашему миру. Он как бы говорит нам: «Я пришёл к вам с миром, с любовью, и принёс вам то, чего нет у вас — самое главное, то, без чего вы страдаете, мучитесь, воюете». По сути, христианами стали те люди, которым это оказалось близким, для которых эти слова не остались пустым звуком.
Именно об этих словах хочется говорить в Рождественскую ночь, потому что о мире сейчас говорят все: о том, что он необходим и важен, что без него нельзя созидать. Его желают друг другу утром и вечером, его хотят получить как вожделенное сокровище и самое главное благо. Но почему при таком количестве слов о мире мира нет? Почему он не наступает? Почему, если все хотят мира, уже второй год длится война?
Епархия разделена войной на две части. Мы всё время находимся в ожидании — и на той, и на этой стороне, — что придёт кто-то третий и сделает нашу жизнь благополучной и счастливой, радостной и мирной, тихой и спокойной. Но мы забываем, что больше всего мир нужен нам самим, и что мир приближают не слова о мире, от повторения которых мы уже устали, а каждый из нас — своими делами, которые мы совершаем ради того, чтобы этот мир был.
Каким образом простые люди, которые сегодня ночью стоят в храмах и молятся, радуются о пришествии в мир Христа Спасителя, могут повлиять на скорейшее наступление мира? Нам кажется, что это невозможно, что это зависит от президентов и главнокомандующих, что это решается в Москве, Вашингтоне или Киеве. Но мир начинается не там.
Мир начинается с простых, конкретных вещей в жизни каждого из нас: с готовности жить по совести в самом простом, бытовом понимании этого слова. С того, что мы не лицемерим, а говорим друг другу правду, не пытаясь скрыть её за многими пустыми словами, в которые мы сами не верим.
Мир начинается с того, что мы не других призываем к этому миру, а сами делаем всё для того, чтобы был мир в наших душах и вокруг нас — в наших семьях, в отношениях с детьми, ведь количество разводов сейчас больше, чем количество браков, и число одиноких людей, у которых есть взрослые дети, катастрофически велико.
Мир начинается с честных, порядочных и справедливых отношений между людьми, с ответственного отношения к своему делу. Война — это как раз следствие того, что в личной и общественной жизни такие категории, как честность, порядочность, справедливость, мораль, ответственность, ушли на второй план, стали только словами, за которыми нет никакого смысла. О них принято говорить, но не принято так жить. Мы разучились жить по правде, по совести, быть порядочными людьми по отношению друг к другу. Разучились просто быть честными в тех отношениях, которые мы между собой строим. Без этого невозможно никакого мира.
Мир — это не то, что приносят нам извне, а то, что становится следствием нашей собственной жизни, выстроенной по определённой иерархии ценностей, когда правда — на первом месте, когда совесть и ответственность — не пустой звук, когда любовь — это не то, о чём говорят, а то, что являют ежедневно самоотверженным и жертвенным служением. Именно этого нам не хватает, чтобы наступил настоящий мир, о котором возвестили ангелы в ночь Рождества, ради которого и пришёл на землю Сын Божий и создал Церковь, и учиться которому приходим в храм Божий все мы.
Нам сегодня хочется, чтобы кто-то всё сделал вместо нас, но так не будет. Делать придётся всё самим. И начинать каждому нужно будет с самого себя. Именно об этом надо задуматься, когда мы сегодня после службы будем возвращаться домой: о том, есть ли мир у меня в душе, в мире или во вражде я живу со своими родными и близкими, нет ли у меня ошибок в отношениях людьми, боль я им приношу или радость. Иначе все слова о мире окажутся пустыми и невостребованными. Мы их просто услышим, и ничего не изменится.
Так было и в ночь Рождества Христова. Одни услышали в словах ангела надежду, радость встречи с Богом, начало новой жизни, а для других эти слова остались пустым, ненужным звуком. Мы каждый год празднуем Рождество для того, чтобы можно было почувствовать, что жизнь обновилась, стала другой. Но это не произойдёт само собой, без наших усилий, без нашего желания что-то менять в нашей собственной жизни.
Война — это горькое лекарство, и очень не хотелось бы, чтобы оно было выпито нами зря. Если мы не поменяем своё отношение к жизни, война не закончится. А если и закончится, то начнётся какая-нибудь другая, третья, четвёртая, и так будет продолжаться бесконечно. Можно поменять Ирода на Ирода, Пилата на Пилата, изменить границы государств, валюту, часовой пояс, но от этого наша жизнь не станет лучше. В день Рождества Господь показывает нам альтернативу, выход из этого бесконечного круга. Радикально изменить жизнь может только Христос — и только для тех, кто сам захочет меняться, кто выйдет навстречу Ему.
С Рождеством Христовым и Новолетием!
Божией милостью смиренный
митрополит Горловский и Славянский
Рождество Христово — 2016 — Горловка